Труды КНЦ вып.12 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.3 1/2012 (12))

В 2000-е гг. наиболее детальную разработку в Центре получили исследования занятости саамов. Причины маргинального положения коренного населения на региональном рынке труда были проанализированы с позиций оценки как спроса на рабочую силу, так и ее предложения в аборигенном сегменте; были изучены профессионально-квалификационные и территориальные аспекты занятости саамов [Виноградова, 2004, 2005а]. Характерно, что сферы экономических интересов коренного населения Мурманской обл. сохраняют традиционную направленность: отраслевое оленеводство, местная инфраструктура и традиционные хозяйственные практики, в современных условиях принявшие формы родовых общин, поддерживающей экономики и нелегальной экономической активности (браконьерство, «черный» туризм, неучтенное оленеводство, продажа без лицензий мяса, рыбы и т.д.) [Виноградова, 2005а, 2005б]. В ходе работ было также установлено, что уровень адаптированности коренного населения к современным социально-экономическим условиям остается низким. Наиболее успешной формойреализации этно-экономических интересов кольских саамов является родовая община. Однако развитие общин на территории Мурманской обл. затруднено по целому ряду причин: неразвитой региональной законодательной базы, низкой доступности территорий, пригодных для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности, конфликтов с крупными хозяйствующими субъектами, трудностями финансово-экономического характера и т.д. [Виноградова, 2008, 2012]. К сожалению, по результатам многолетних наблюдений и анализа социально-экономического положения кольских саамов приходится констатировать, что коренное население Мурманской обл., начиная с периода социально-экономических трансформаций 1990-х гг. и по настоящее время, представляет собой одну из наиболее социально-уязвимых групп населения Мурманской обл. Основной причиной сложившегося положения в работах ЦГП КНЦ РАН названо отсутствие институциональных ограничений на действия неаборигенных экономических агентов в сферах экономических интересов коренного населения и недостаток институтов, обеспечивающих возможности реализации интересов коренных сообществ [Виноградова, 2007, 2012]. Основы региональной политики в отношении коренных народов Севера Первоначально задачи, сформулированные в рамках данного направления, были сосредоточены на вопросах формирования правовых основ региональной национальной политики. К средине 1990-х гг. необходимость создания в Мурманской обл. собственной правовой базы, обеспечивающей реализацию интересов коренных сообществ и отражающей общемировые тенденции того периода, признавалась не только коренными жителями, но и представителями региональной власти. В это время в нашей стране предпринимались активные попытки на федеральном уровне законодательно обеспечить коренным малочисленным народам реализацию прав и гарантировать им социальное и экономическое развитие, сохранение культурной самобытности и традиционной среды обитания. Так, новая Конституция РФ 1993 г. содержала статьи, гарантирующие соблюдение в России прав коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами (ст.69). Были внесены дополнения и изменения в ряд основных законов РФ (например в ФЗ «О недрах», «О животном мире», «О занятости населения в РФ», в Лесной кодекс и др.); принят ряд новых законов, непосредственно касающихся жизнедеятельности коренных сообществ: «О языках народов РФ» (1991 г.); «Об особо охраняемых природных территориях» (1995 г.); «О национально-культурной автономии» (1996 г.); «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера РФ» (1996 г.) [Статус., 1999]. 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz