Труды КНЦ вып.12 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.3 1/2012 (12))
АППанин, ихтиолог В.В.Герасимов, обогатитель полезных ископаемых М.А.Гамилов. На должности старших лаборантов были зачислены технологи М.И.Андреева, ВАРой, геологи Л.Л.Гарифулин, ВНГорстка, И.И.Куприянова, зоологи М.К.Брун, МИПостных. Кроме того, в Филиал были приняты два молодых специалиста, окончившие Кировский горно-химический техникум - обогатители П.А.Усачев и Т.А.Заглядова [НА КНЦ РАН. Ф.1. Оп.6. Д.235-а. Л.7]. В 1953 г. впервые был выполнен план приема в аспирантуру. До 1953 г. план приема аспирантов ежегодно не выполнялся из-за того, что Филиалу мало давали молодых специалистов, поэтому в аспирантуру в основном набирали не столько в соответствии с профилем развития Филиала, сколько исходя из имеющихся предложенных заявлений. Кольский филиал имел 7 аспирантов, которые проходили обучение в Ленинграде, где они получали и высококвалифицированное руководство, и консультацию. Вместе с тем определенным недостатком их подготовки в Ленинграде являлось то, что они были оторваны от Филиала и объектов исследования, часто оставались без повседневного контроля и организационной помощи. Несомненным положительным сдвигом в кадровой политике явилось улучшение подбора и повышение квалификации научно-технического и вспомогательного персонала. Среди лаборантов Филиала увеличилось число лиц с высшим образованием. В 1953 г. процент старших лаборантов с высшим образованием достиг 30.2% вместо 8% в 1950 г. [НАКНЦ РАН. Ф.1. Оп.6. Д.270. Л.7]. Это обстоятельство было немаловажным, так как руководство Филиала считало старших лаборантов основной базой для комплектования штата младших научных сотрудников и поэтому ставило задачу увеличения числа лаборантов с высшим образованием. Зачисление на работу лаборантов с высшим и специальным образованием оказало благотворное влияние на весь лаборантский состав. Для многих лаборантов появился стимул продолжить свое образование, увеличилось число работников научно-вспомогательного персонала, обучающихся в вечерних школах, техникумах, заочных вузах. Но почти половина лаборантов еще не имела специального среднего образования, а большая часть препараторов отличалась низкой общей подготовкой. Поэтому на научных сотрудников была возложена весьма ответственная обязанность готовить себе квалифицированных помощников. Перед заведующими отделов и научными сотрудниками была поставлена задача рационального распределения и расстановки научно-технического и вспомогательного персонала. Примеры неравномерной обеспеченности научных работников техническим персоналом в некоторых отделах говорил А.В.Сидоренко на научном активе, посвященном обсуждению постановления Президиума АН СССР «О научной деятельности Кольского филиала им. С.М.Кирова АН СССР и мерах по его укреплениюи дальнейшему развитию». Так, в лаборатории микробиологии на 4 старших научных сотрудников имелся 1 лаборант, а в биохимической лаборатории на 4 научных сотрудников 4 лаборанта. В Геологическом институте зачастую лаборанты не были полностью загружены, а отдельные старшие лаборанты исполняли обязанности, которые были вполне по силам препараторам [НА КНЦ РАН. Ф.1. Оп.6. Д.211. Л.45]. Недостатки в работе с научно-вспомогательным персоналом в значительной степени объяснялись снижением внимания и нестабильностью в подготовке этой части кадрового состава. В частности, был забыт положительный опыт регулярных кружковых занятий по повышению квалификации, которые проводились в отделах геологии и минералогии. Наметился значительный отсев лаборантов из общефилиальских чертежного и фотокружка. Руководство Кольского филиала, придавая большое значение обучению научно-вспомогательного персонала, ставило задачу по созданию широкой сети кружковых занятийс техническим персоналом во всех отделах. 83
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz