Труды КНЦ вып.12 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.3 1/2012 (12))

расширению состава ритуальных услуг, повышению качества похоронного обслуживания населения и улучшению организации работы ритуальных агентств, заботящихся о своей деловой репутации. Однако институциональное укрепление рыночной системы регулирования сферой похоронного дела сопровождается появлением разного рода нелегитимных практик, связанных как с организацией похорон, так и с ранжированием мест захоронения» [Елютина, Филиппова, 2010: 94]. В это поле включается также «борьба за экономию». Поскольку погребение затратно, некоторые агенты стараются вложить в него по возможности меньше средств. Такая стратегия может характеризовать малоимущих или прагматичных родственников, нередко - организацию, в которойработал умерший (особенно у бюджетныхучреждений на сей счет есть аргументированные оправдания). Происходит распределение затрат между субъектами, и оно касается не только денежных сумм, внесенных на похороны родственниками, соседями, друзьями, организациями и т.д., но и затраченных усилий, времени и прочего. Не исключается и такой «рыночный» вариант: кто больше получил наследство, тот и должен предоставить больше средств на похороны. • Социально-статусное поле - арена соперничества за символический социальный капитал, связанный с общественным престижем. В этом поле определяются роли и статусы участников в соответствии с их значимостью, ведется борьба между агентами за признание, доверие. В ситуации погребения этот вид взаимодействия проявляется, в частности, в неформальной помощи родственникам умершего при организации похорон. Тот, кто затратил больше сил и средств на погребение, завоевывает прежде всего высокую нравственную репутацию. Он приносит своего рода «дар» (в том значении, которое это понятие имеет в социально-антропологической концепции дарообмена) и в качестве дарителя получает высокий социальный рейтинг. Другой аспект отношений связан с тем, что «внутри» погребальной ситуации, исключительной по символической значимости ее основного объекта (умершего), степень причастности к нему ранжирует участников: каждый стремится продемонстрировать свою большую, чем у других, близость к умершему. Для этого есть целый ряд специфических средств: количество и качество предпринятых усилий, организационные роли, занимаемые места (например, рядом с ближайшими родствениками), поминальные речи, характер выражения горя и т.д. Особое значение эта сторона взаимоотношений приобретает в случаях похорон известных лиц, уважаемых персон. Похороны предоставляют для демонстрации причастности к ним большие возможности. • Политическое поле формируется вследствие того, что субъекты преследуют собственные политические цели. Определенные погребальные действия, а также само участие или демонстративное неучастие в похоронах могут быть средством выражения известной политической платформы и знаком принадлежности к ней. Погребение может выступать как политический акт - государственный, церковный, гражданский и т.д. В тех или иных контекстах оно является, например, действием гражданского неповиновения или, напротив, проправительственной акцией. Наглядным примером служат похороны'-демонстрации жертв революции 1905 г. По политическим и идеологическим мотивам государство либо хоронит погибших солдат открыто, торжественно и с воинскими почестями, либо не заботится об их захоронении. Это зависит от того, насколько оно желает представить гибель воинов как подвиг во имя Отечества. В известных случаях гибель военнослужащих свидетельствует о «позоре государства» или же привлечение внимания к их судьбе перестает соответствовать актуальным политическим интересам (как в случае отказа от почетного 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz