Труды КНЦ вып.12 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.3 1/2012 (12))

Заметим, что существуют региональные особенности организации данной сферы в разных субъектах РФ и они могут быть связаны с национальными погребальными традициями. Например, на территории Республики Ингушетия и Чеченской Республики хозяйствующие субъекты, оказывающие похоронные (ритуальные) услуги, в том числе услуги по погребению (захоронение, кремации), не выявлены. Данная ситуация объясняется тем, что каждая фамилия (род) или группа фамилий обладают своими родовыми кладбищами, население (представители рода) самостоятельно организует погребение умерших [Российский справочник...]. Таким образом, в ситуации погребения складываются различные конфигурации взаимодействия субъектов-участников этой деятельности. Взаимодействие институтов и организаций, участвующих в ней, можно представить в виде двух основных схем: с участием и без участия института семьи. Очевидно, что в нормативном случае семья занимает ключевое положение в системе коммуникаций и ее позиции во многом определяют характер погребения, его конкретную форму (схема 1). Даже в тех случаях, когда «все берут на себя» организации, они соотносят свои действия с интересами ближайших родственников покойного. Схема 1. Взаимодействие институтов и организаций в ситуации погребения с участием института семьи В случаях, когда семья отсутствует или в силу каких-либо причин исключается из участников погребения, ее функции может принять на себя один или несколько субъектов ближайшей социальной сети (схема 2). На схеме в качестве такого агента показана организация, в которой работал умерший, но ее место могут занимать или с ней кооперироваться иные участники. Без проведения конкретных эмпирических исследований все возможные варианты учесть сложно, но вполне ясно, что агентами такой сети могут быть представители: а) дружеской общности; б) соседской общности; в) любого общественного, любительского и т.п. объединения, в которое был включен умерший. Именно эти субъекты взаимодействия в отсутствие представителей семьи и родственников оказываются в «ядерной» позиции. Соответственно аналогичная сеть может быть у ближайших родственников покойного и ее представительство в кризисной ситуации свидетельствует о возможностях гражданской солидарности на «микроуровнях». 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz