Труды КНЦ вып.12 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.3 1/2012 (12))

соответствует статус покойного и его родственников. Не случайно символом наивысшей почести умершему является государственный флаг и решение о его использовании на похоронах принимают государственные инстанции. В ситуации противостояния государства и религиозных институтов проведение обряда по гражданскому образцу являлось знаком политической лояльности умершего и его семьи. Так, «после Великой Отечественной войны церемониалы гражданских похорон в литовских селах вырабатывались главным образом на похоронах народных защитников и жертв буржуазных националистов, в городах - на похоронах видных общественных деятелей, коммунистов» [Гедрене, 1981: 126]. В методических руководствах по проведению семейно-бытовых обрядов и праздников описаны поэтапно все действия организации похорон, связанные с их финальным этапом: проведением митинга, прощанием и похоронами. Для организации похорон создается специальная комиссия или выделяется организатор и распорядитель из работников коммунально-ритуальной службы. В функции организатора ритуала входит проведение обряда: помощь советами при оформлении места гражданской панихиды, ее проведение. Организатор выясняет, кто из друзей покойного может выступить с прощальным словом. Он принимает от организации или семьи покойного заказы, доставляет в указанное место похоронные символы и атрибуты, заказывает хор, оркестр, автотранспорт, организует приготовление могилы. В обязанности комиссии входит: • оповещение общественности о смерти человека, времени гражданской панихиды и захоронения, • подготовка места, где будет проходить прощание с покойным и гражданская панихида, • определение порядка несения почетного караула, назначение лиц, которые будут нести ордена, портрет, венки, гроб и др., • обеспечение музыкально-хоровым сопровождением [Семейно-бытовые..., 1990: 124-126]. Методические рекомендации по проведению гражданских похорон создавались научно-методическими центрами, комиссиями, советами по культурно-просветительской работе, советским обрядам и праздникам и подобными учреждениями и организациями, которые были подведомственны Министерству культуры РСФСР, таким же министерствам (или прямо Советам Министров) союзных и автономных республик СССР. Практические аспекты погребения, связанные в первую очередь с деятельностью кладбищ, находились в ведении Министерств коммунального хозяйства. Согласованность деятельности этих ведомств, история и практика их взаимодействия - сюжет неисследованный, но, очевидно, небезынтересный. Закономерно, что обряд гражданских похорон по разработанным образцам утверждался преимущественно в городах. В сельской местности погребение дольше сохраняло условно «традиционный» характер в силу образа жизни, особенностей информационного пространства, неразвитости инфраструктуры и т.д. При отсутствии священников их функции в редуцированном виде выполняли лица старшего поколения из числа верующих и знающих необходимые правила. Вместе с тем следует отметить, что в советское время и непосредственно следующий за ним период проблема погребения остро стояла во многих городах. Созданных государством ритуальных служб не хватало, что приводило к очередям, нехватке похоронной атрибутики и др. В сфере погребальной практики, как и во многих других, рядовые российские граждане всегда полагались прежде всего на ближайшее социальное окружение и неформальные связи. «Монополия государства привела к тому, что в каждом городе существовало лишь по одному муниципальному 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz