Труды КНЦ вып.12 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.3 1/2012 (12))
Как справедливо пишет А.Соколова, «если до революции такие обряды носили спорадический и протестный характер, то после революции 1917 г. это явление становится системным» [Соколова, 2011:189]. Заметим, однако, что рассмотренный Н.С.Полищук тип обряда (похороны-демонстрации) представляет лишь ту разновидность гражданских похорон, которая имеет массовый общественный характер и связана с особым социальным статусом умершего. Такие похороны осуществляются в случаях смерти «выдающихся» людей, или коллективной гибели - при обстоятельствах, которые служат стимулом для выражения общественной скорби, или в особых ситуациях смерти одного человека, если сама по себе ситуация рассматривается как повод к демонстративным (политическим) действиям. В этом отношении традиция похорон-демонстраций, очевидно, обнаруживает известную преемственность по части ритуалистики. Тем не менее, по нашему мнению, общественные и частные похороны значительно различаются и отнюдь не только «количественными» показателями (состав субъектов-участников, численность процессии, пышность атрибутики и т.п.), хотя и по этим показателям может быть введены соответствующие шкалы для типологии обрядов. Различия церковной и гражданской обрядности представляют обширную область специальных исследований. Отметим только некоторые из этих различий, в первую очередь, те, против которых возражает духовенство. Особенностью гражданского ритуала становится гражданская панихида, и ее масштабы, собственно, и могут рассматриваться в качестве одного из важнейших показателей значимости умершего. Как отмечал Ю.В.Бромлей, «в траурных обрядах, большую роль, чем в других, играют митинговые формы, а гражданская панихида представляет собой не что иное, как траурный митинг: одна за другой произносятся речи специфически траурного содержания. В отличие, однако, от другого рода собраний и митингов, здесь большую роль играет музыка» [Бромлей, 1981: 20]. Последнее обстоятельство также существенно. Музыкальное сопровождение противоречит церковному погребению. Вот как пишет об этом, например, священник Владислав Бибиков: «Совершенно неуместна при христианском погребении и музыка. В православном храме за богослужением музыка не употребляется, не нужна она и при погребении, которое представляет собой богослужебный обряд <...>, что может чувствовать душа, когда последний земной путь ее оглашается пронзительными звуками труб, так напоминающими рев адского пламени!» [Последний путь...]. В гражданском обряде сами музыкальные произведения и формы музыкального сопровождения, безусловно, выполняют социодифференцирующие функции, и этот элемент обряда заслуживает пристального изучения. В методических разработках, в частности, рекомендовалось на похороны выдающихся людей приглашать хоровые коллективы, инструментальные ансамбли [Браим, 1988: 22]. Похороны военнослужащих сопровождались траурной музыкой духового оркестра. Похоронный музыкальный репертуар был и является обязательной частью инструкций по проведению гражданского погребения. Еще одно «гражданское» нововведение касается широкого использования венков в похоронной атрибутике. С точки зрения священника «ношение во время погребальной процессии венков - обычай не православный. В наше время обилие цветов и венков при погребении служит чествованию земной жизни усопшего, питает тщеславие, гордость, вызывает у окружающих зависть и иные не подобающие чувства, а ведь во время последнего пути христианина нужно думать не о его заслугах, а молить Бога о прощении его грехов, которые при жизни вольно или невольно совершает каждый человек» [Последний путь...]. 50
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz