Труды КНЦ вып.12 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.3 1/2012 (12))

В ситуации погребения могут сталкиваться и ценности, и практические интересы представителей семейной общности, церкви и государства. Наблюдатели неоднократно отмечали, в частности, несоблюдение религиозных норм ритуала родственниками умерших неестественной смертью (самоубийц, опойц, утопленников). Как известно, церковь запрещает по канону хоронить самоубийц, делая исключение только для случаев, когда самоубийство явилось следствием расстройства рассудка. Тем не менее родственники идут на прямой обман священнослужителей (например, кого-то отправляют в церковь за освященной землей) [Носова, 1993: 138; Кремлева, 2001: 79]. Другим проблемным обстоятельством выступают установленные сроки погребения. Согласно церковному уставу и традиции умершего следует хоронить на третий день (включая день смерти). Одновременно существует запрет на погребение в праздничные дни. В императорской России к таким относились государственные «царские» дни, в связи с чем этнограф В.Смирнов отмечал: «Порядок хоронить на третий день, положенный церковью, не всегда соблюдается - покойником тяготятся, особенно в рабочую пору. Для духовенства этот установленный срок иногда представляет источник мучений: привезут покойника из деревни верст за 12, а между тем оказывается - «царский день» - хоронить нельзя. Тогда от живых достается и батюшке, и царю» [Смирнов, 1920: 10-11]. Противоречия между государственными и церковными календарными установлениями, с одной стороны, и реальными возможностями и практическими потребностями лиц, непосредственно занятых похоронами, с другой стороны, составляют только одну из ряда проблем, которые всегда были и создаются в ситуации погребения. Этнографы, изучавшие похоронные обряды во второй половине ХХ в., неоднократно отмечали, что ориентация на церковный ритуал (обычно она рассматривается как показатель религиозности) коррелирует с признаком возраста участников: чем они старше, тем такая ориентация сильнее [Устинова, 1980: 149; Носова, 1993: 130 и др.]. По нашему предположению, в пореформенный период ситуация изменилась, поскольку представителями старших возрастных групп стали люди, родившиеся и социализированные в советское время и воспитанные в советской идеологии. Динамика погребальных ритуалов История формирования в России обряда гражданских похорон, когда церковь не принимает участия в обряде, рассмотрена в содержательнойработе Н.С.Полищук. Данный вид погребального обряда создавался в городской среде (интеллигенции, затем - рабочих). Истоки его усматриваются в общественных похоронах писателей демократического направления (первыми были похороны Н.А.Некрасова в 1887 г.). Окончательно обряд гражданских похорон-демонстраций сформировался осенью 1905 г., когда хоронили погибших революционеров. Н.С.Полищук отметила, что новый похоронный обряд бытовал в двух вариантах. Для одного из них (гражданские похороны) был характерен полный отход от церковного ритуала, в другом (так называемых полугражданских похоронах) сочетались церковный и гражданский ритуалы. С точки зрения адаптации ритуальных практик показательно, что на полугражданских похоронах церковный и гражданский ритуалы были строго разграничены. Так, по материалам Н.С.Полищук, на одних похоронах (в Серпухове) священник прошел часть пути: от фабрики до церкви, а от больницы до фабрики и от церкви до кладбища процессия шла без священника [Полищук, 1991: 32]. 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz