Труды КНЦ вып.12 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.3 1/2012 (12))

обрядовых реалий, текстов и прочего. На наш взгляд, изучение процедур погребения сквозь призму теорий социального действия и социальных практик позволяет несколько иначе подойти к вопросу о динамике погребального комплекса в той или другой культуре. Погребение может быть рассмотрено как ситуация взаимодействия социальных агентов и институтов при осуществлении соответствующихдействий. В современной российской социологии сосуществуют различные методологические подходы к теории практик и соотношению практики и социального института. С точки зрения одного из подходов, социальные практики, отождествляемые также с «обычаями», относят к «частным» («неглавным») институтам, которые находятся «внутри главных институтов», а сами институты выступают лишь формами социальной практики [Добреньков, Кравченко, 2000: 145-146]. Мы придерживаемся другой позиции, которая была высказана Т.И.Заславской: «Социальные практики представляют собой конкретные формы функционирования общественных институтов, общей же формой реализации каждого института служит < ..> совокупность соответствующих социальных практик. Институты, как всякая сущность, глубже и устойчивее форм своей реализации, поэтому практики могут меняться, не затрагивая их сущности. Напротив, преобразование институтов неизбежно сопровождается изменением практик, причем последнее служит самым надежным критерием подлинных институциональных сдвигов» [Заславская, 2001: 7]. Таким образом, институциональные изменения, динамика взаимодействия между институтами, перераспределение между ними тех или иных функций определяют содержательные и структурные изменения практик - и повседневных, и ритуальных. В свою очередь, трансформации практик свидетельствуют о переорганизации общественных структур. При использовании концепции конструктивистского структурализма можно представить ситуацию погребения как функционирующее пространство социальных отношений или «социальное деление, объективированное в физическом пространстве» [Бурдье, 2005: 51]. В этом социальном пространстве взаимодействуют различные агенты, прежде всего, институты и организации, призванные осуществлять известную деятельность. Социальное пространство понимается, в соответствии с концепцией П.Бурдье, как комплекс отношений, объединяющих и разделяющих агентов символически и физически. В ситуации погребения разделение участников происходит в соответствии с характером и степенью их прижизненного сопричастия с умершим, т.е. формальных или неформальных, опосредованных или непосредственных, межличностных, родственных или иных отношений с ним. Символическая и физическая дифференциация действующих субъектов выражается в разделении функций, определении статусов иролей, степени вовлеченности в ситуацию и т.д. Участники погребения Если рассматривать ситуацию погребения в российском обществе, то ведущими социальными институтами, которые в ней участвуют, следует признать институты семьи и родства, государство и церковь. Институт семьи является ключевым в осуществлении погребения, семья взаимодействует со всеми организациями и социальными институтами, которые участвуют в процессе подготовки и проведения захоронения. Смерть человека является событием исключительной значимости в первую очередь для родственников. Традиционный обряд погребения предполагает тесное взаимодействие между институтами церкви и семьи, а также активное участие в нем соседской общины. Представители соседской сельской общности выполняли функции приготовления тела покойного к погребению (омовение, одевание, чтение молитв, копка могилы, приготовление гроба и др.) и фактически на всем протяжении обряда. Церковь выполняла 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz