Труды КНЦ вып.12 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.3 1/2012 (12))

Статья выполнена при финансовой поддержке Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Традиции и инновации в истории и культуре» по проекту «Погребально-мемориальная культура «советских» городов в XX - начале XXI вв.». Ситуация погребения: некоторые социологические ракурсы При всем неослабевающем исследовательском внимании к проблемам смерти человека, ее осмыслению и оформлению в разных культурах, к социально-психологическим аспектам и историческим контекстам погребальных обрядов, очевидно, что социологическая традиция (без сомнения, наличествующая и авторитетная) уступает в этом философской и антропологической. Обобщающие работы английских и американских социологов убеждают в том, что исследования смерти имеют прямое отношение ко всем областям социального знания [Howarth, 2007; Walter, 2008 etc.]. «Хотя смерть биологична, универсальна, все человеческое в ней - значения, ритуалы, обычаи, институты - состоят из социальных реальностей, определенных и сделанных реальными через мысль и действие» [Charmaz, 1980: 5]. Как справедливо отмечает российский философ Д.В.Матяш, «многие исследователи предчувствуют начало новых поворотов в социогуманитарном знании, связанных с признанием того, что тему смерти и смертности человека нельзя элиминировать при решении не только философско-антропологических, культурологических, религиозных, но также социально-философских и социологических проблем. Фундаментальное «присутствие» смерти в структуре и ритмах социальной жизни, в архитектонике социальных институтов априори признают многие исследователи» [Матяш, 2003: 92]. Конкретные эмпирические исследования, выполненные на российском материале, пока немногочисленны, хотя и достаточно интересны. Активизация разработки данной тематики наблюдается в последние годы. В содержательном отношении исследования можно разделить на две категории. В одних (преимущественно философских и социологических) рассматриваются социальные аспекты феномена смерти: его концептуализация разными категориями людей, влияние на поведение и т.п. Отношение к смерти может рассматриваться как индикатор отношения к жизни, и с этой точки зрения были, например, выявлены и сопоставлены на основе социологического опроса позиции студенческой молодежи в России и США [Лаврикова, 2010]. Страх смерти в современном обществе выступает основанием для манипулирования формами социального поведения, что позволяет переместить фокус исследования данного феномена из психологической сферы в социально-политическую [Ильясов, 2010]. Исследования другой категории (этнографические, социально-антропологические) направлены на изучение собственно погребения - системы обрядовых действий по захоронению тела человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями этнических и конфессиональных общностей. В контексте смерти «ситуация похорон может быть охарактеризована как нарушение соответствия между социальным и биологическим состоянием человека, физическая смерть не равносильна социальной. Для того чтобы человек стал мертвым и в социальном плане, необходимо совершить специальное преобразование, что и является целью и смыслом погребального ритуала» [Байбурин, 1993: 101]. Исторические трансформации и вариативность ритуальных погребальных сценариев 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz