Труды КНЦ вып.12 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.3 1/2012 (12))

«Уменя уже половина, как говорится, уже здешняя посуда. Ну, казаны это мои казаны, сковородки. Это все с Узбекистана. Потому что там совсем другая посуда. Чугун другой совсем. Потому что здесь у вас везде электроплиты и очень хорошо чугун они этот обогревают и держит тепло долго. А у нас там газ был. Поэтому я говорю, даже когда готовишь на этой посуде, совсем вкусовые качества на газу и на электро совсемразные» (Ж., 1965 г.р., страна выезда - Узбекистан). Некоторые вещи, привычные в прошлом быту, в иноэтнической среде перестают быть употребительными, их используют только по праздникам: «Фарфором не пользуемся. Здесь фарфор как-то не уместен. Хрусталями тоже не пользуемся. Все это лежит. ...Здесь как-то все на скороту собираешься, быстро наложил в тарелочки и все» (Ж., 1965 г.р., страна выезда - Узбекистан). Но если посуда все-таки продолжает использоваться в быту, то с национальной одеждой дело обстоит по-иному. Этническим мигрантам нередко приходится полностью отказаться от национальной одежды. Одни не смогли привезти ее в силу обстоятельств; другим жалко носить, так как предмет наличествует в одном экземпляре; кому-то стыдно отличаться от окружающих (обычно молодым). Возможны также опасения вызвать агрессию или непонимание. Информант из Таджикистана рассказал, что их семья привезла с собой чапан (национальный халат) и тюбетейки, но: «Здесь не поймут, если я буду одевать эту тюбетейку.<...> Память. Буду детям, внукам показывать. Пусть знают, что у них отец мусульманин» (М., 1977 г.р., страна выезда - Таджикистан). Национальные вещи могут переходить в разряд хранимых экспонатов. Представители старшего поколения предпочитают носить национальную одежду только дома, выходить в ней на улицу не решаются. Таким образом, часть вещей, оставаясь в старой (прошлой) жизни, либо предается забвению (более не существует), либо приобретает новое бытие. Оно может быть как виртуальным (в памяти или в ином, оставленном, пространстве), так и реальным (с новыми значениями и статусом реликвии, дополнительным или единственным). Информантам понадобилось достаточно долгое время, чтобы после переезда прийти в «норму», улучшить материальное положение, обустроить и наладить свой быт. Так, на вопрос: «На сегодняшний день Вы можете сказать, что Ваш быт налажен?», одна из информанток отвечает: «У нас сейчас налаженный, да. Но это сколько лет прошло - двенадцать лет почти прошло! За двенадцать лет мы только на ноги встали! Двенадцать лет мы мучились!». (Ж., 1965 г.р., страна выезда - Узбекистан). Подводя итоги исследования, следует отметить, что этническим мигрантам, которые переехали на Кольским Север в мирное время, было легче адаптироваться на новом месте, чем тем, кто переехал в результате разгоревшихся в их странах военных действий. Это было связано с тем, что беженцы пострадали не только материально (потеряли имущество и жилье), но и психологически (пережили военные события). В отличие от беженцев этнические мигранты, которые переезжали в мирное время, в большинстве своем смогли продать недвижимость и перевести имущество, что облегчило бытовую адаптацию на новом месте. Как известно, для успешной адаптации этническим мигрантам необходима помощь государства, толерантное отношение принимающего населения, занятость в сфере труда и т.п. Это обязательные условия для 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz