Труды КНЦ вып.12 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.3 1/2012 (12))

«Мы приехали сюда без денег! Нам помогал брат. Тетради, ручки все покупал нам брат. Одежду покупал нам брат, которая здесь на Севере нужна, а не извините, как объяснить... Ужасная была проблема! Потому что там все лето, там зимы нет как таковой, у нас сарафаны, которые носить не к чему здесь. Все чтомы привезли, мы потом все выбросили в мусорное ведро. <... >Мы всю одежду выбросили! Потому что здесь одежда совсем другая нужна - свитера, кофты нужны были». (Ж., 1965 г.р., страна выезда - Узбекистан). Однако и родственники не всегда были готовы помогать приехавшим вслед за ними: «Папин брат, несмотря на то что занимался бизнесом, даже ничем не помог, хотя видел нашу ситуацию» (Ж., 1988 г.р., страна выезда - Казахстан). Одежда - основная проблема, на которую чаще всего сетуют информанты. Многие оказались не готовы не только материально к тому, чтобы полностью сменить гардероб, но и психологически и физически - к холодному климату. Мигрантам пришлось привыкать к новому температурному режиму и к ношению новой одежды. «Ядо переезда сюда никогда шапок не носил. Вообще не знал, что такое носить шапку. <... > В первое время было очень непривычно, такое ощущение, что что-то тебе давит на голову. Сейчас уже привык, практически не замечаю ее» (М., 1977 г.р., страна выезда - Таджикистан). «Да, с проблемами пришлось столкнуться. Мужработает на железной дороге. Хотя зарплатау него была и хорошая, но денег не хватало. Потому что в основном все деньги были потрачены на переезд, свадьбу и обыденные потребности. Но с этой проблемоймы справились достаточно быстро... А вот привыкнуть к северному климату было тяжеловато. Я привыкла к теплу. Было очень непривычно, что даже в июне довольно холодно. ... Здесь же мне пришлось забыть о летнем сарафане и достать теплую куртку, а иногда было желание «натянуть» сапоги» (Ж., 1980 г.р., страна выезда - Украина). Некоторые из информантов привезли с собой только выборочно национальные вещи. Посуда для приготовления пищи относится к предметам первой необходимости, и ее использование на новом месте можно считать элементом бытовой адаптации. Так, например, информант из Таджикистана утверждает, что они перевезли привычную в их быту посуду, так как боялись, что на Севере нельзя будет приобрести подобные вещи: «Мы привезли с собой казан и мантушницу. <...> Потомузнали, что и здесь можно было их приобрести, но ведь отец боялся, что мы здесь купить не сможем» (М., 1977 г.р., страна выезда - Таджикистан). В случаях когда не удавалось привезти привычные обиходные предметы, это обстоятельство вызывало «бытовой дискомфорт». В частности, некоторые этнические мигранты не могли привыкнуть пользоваться посудой, обычной для русского повседневного быта: «Ну, нашу посуду, которуюмы привыкли использовать, а здесь купить не могли. Мы, помню, здесь купили один казан. Жутко дорогой! То естьу нас намного дешевле купить можно. Но что делать, готовить-то надо. А вот сковородки-то мы не признаем, не знаю, как на них жарить что-то можно, они же маленькие, в смысле неглубокие, да еще и пригорает все» (Ж., 1951 г.р., страна выезда - Таджикистан). По высказываниям информантов, «своя» посуда удобнее, качественнее, на ней ничего не пригорает и еда получается вкуснее: 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz