Труды КНЦ вып.12 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.3 1/2012 (12))

плане; иметь привычные бытовые вещи, т.е. окружить себя своими вещами в чужой стране. Как раз этим можно объяснить то, что некоторые забирали даже «барахло». Во-первых, это, как уже говорилось, психологический момент - хоть и «барахло», зато свое, привычное. Во-вторых, естественна боязнь перед новой жизнью, материальными трудностями - вдруг в чужой стране не будет средств приобрести даже такие вещи. Такое поведение можно объяснить стремлением обеспечить себя вещами первой необходимости (иметь «страховой фонд»). Другие, исходя из тех же соображений, наоборот, не отправляли контейнер. Связано это было с тем, что переселенцы, которые уехали несколько раньше, предупреждали друзей и родственников, что затраченные на перевоз имущества средства не всегда оправдывали ожиданий, поскольку большая часть вещей была повреждена в процессе транспортировки. «Мы когда переезжали, мы вещи-то никакие не привезли с собой в Апатиты. Просто опыт был уже у знакомых....Ну, звонили те, кто раньше нас в Россию уезжал, и говорили, что лучше на контейнер денег не тратить, говорили, что все равно все побьется » (Ж., 1951 г.р., страна выезда - Таджикистан); «Ничего не забирали. Это накладно везти все, контейнер заказывать. Проще было здесь все купить» (М., 1977 г.р., страна выезда - Таджикистан). Поскольку отправить контейнер было достаточно дорого и к тому же не было уверенности, дойдут ли вещи в сохранности, некоторые предпочитали приобрести на эту сумму (а также на сумму, вырученную от продажи имущества) вещи первой необходимости по прибытии в Россию. Другие отправляли только часть вещей, поскольку не хватало денег, чтобы отправить большой контейнер или несколько контейнеров. В таких случаях старались забрать самое ценное в материальном и символическом плане. Кроме самых ценных вещей, брали с собой вещи первой необходимости, чтобы обеспечить необходимый минимум удобств на первое время. «Контейнер был маленький, потому что там очень тяжело было достать, и очень дорогой. Что было, на какую сумму, на такую суммумы и взяли контейнер. Говорюто, что необходимое - подушки, одеяла, одежда детская, одежда наша взрослая, посуду. Мебельмы не одну не привезли с собой, потому что смысла не было ее везти» (Ж., 1965 г.р., страна выезда - Узбекистан). Не было смысла перевозить мебель, так как она занимала много места, а емкости и так не хватало даже под самые необходимые вещи. Вещи, которые не было возможности вывезти, продавали или раздавали друзьям и знакомым. Обычно продавали наиболее ценное - бытовую технику, хрусталь и фарфор. Некоторые раздавали все, поскольку не было времени заниматься продажей вещей. Емкость для транспортировки грузов оказывалась дефицитным предметом: «...мы просто отдавали остронуждающимся диваны, холодильники, потому что контейнер было не достать» (Ж., 1965 г.р., страна выезда - Узбекистан). Этнические мигранты столкнулись с насилием в форме административного произвола, касающегося их имущества в виде запрета на вывоз определенных вещей и продуктов. «Уже когда мы, правда, мы уезжали уже в девяносто седьмом году, уже как бы нельзя было вывозить ничего, хотя у нас все это было все. Вот это вот: холодильники, все это, ничего нельзя было перевозить. Ни машину нельзя было увезти, ни в контейнер, ни лишний мешок муки нельзя было загрузить, ни сахара, ни мясо, потому что это было все достояниемреспублики Казахстан» (М., 1963 г.р., страна выезда - Казахстан); 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz