Труды КНЦ вып.12 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.3 1/2012 (12))

или финно-русских супругов). Еще одна из причин разводов заключалась в том, что с конца 1930-х гг. финны подвергались депортациям, и жены уставали постоянно переезжать с детьми с места на место. Вынужденные миграции, как правило, отрицательно влияют на семьи, так как следствием переездов являются не только бытовая неустроенность, экономический спад семьи [Гаспарян, 1999: 44], но и социально-психологическая дестабилизация. В единственном случае брак (у тети R3) распался на национальной почве (одна из родственниц «постаралась» внести разлад). Такимобразом, на судьбу финскихсемей внешние факторы воздействовалисущественно. Представленный материал свидетельствует, что до начала 1930-х гг. (т.е. до раскулачивания) браки в финских семьях были этнически эндогамными в результате компактного проживания группы. Затем в результате дисперсного расселения финнов браки становятся преимущественно гетерогенными. Наиболее распространены межэтнические браки финнов с русскими, поскольку семьи наших информантов проживают преимущественно среди русского населения. До Великой Отечественной войны на Кольском п-ове были зафиксированы браки саамов с финнами и карелами, а также финских колонистов с норвежскими колонистами (семья R8). Также нередко встречаются браки финнов с карелами (и до войны, и после). В настоящее время именно в финно-карельских семьях более всего проявляется финская идентичность. Представители близкородственных этносов по умолчанию или (реже) эксплицитно признают финский культурно-статусный приоритет. Представители российских финских семей в силу разных обстоятельств оказались оторванными от исконных мест своего проживания. В такой ситуации возможны разные модели брачных стратегий, опосредованные этническими установками. Одна из них воплощается в тенденции к усилению этнической эндогамии во имя «сохранения своего народа», к большей или меньшей (по мере реальных возможностей) культурной изоляции и т.п. Другая стратегия, напротив, предполагает «открытый» способ взаимодействия с этносами-соседями. В нашем случае доминирует вторая модель. Утверждению стратегии второго типа способствуют модернизированные брачные установки, в соответствии с которыми заключение брака - дело индивидуального и в основном эмоционального выбора. В обследованных нами родственных группах встречаются брачные отношения потомков финских семей с американцами, евреями, курдами, татарами, эвенами, юкагирами. Родовая причастность к финской культуре постепенно становится фактом социальной памяти, элементом «наследия», а в ряде случаев - инструментом социальной мобильности (обоснованием эмиграции). Несмотря на то что в большинстве случаев доля «финской крови» в потомках весьма мала, все они знают о своих финских корнях, интересуются историей своего рода, а некоторые из них этнически причисляют себя к финнам. Сокращения: R - информант (с порядковым индексом), СА - семейные архивы. Источники Семейные архивы: R3 (г.Апатиты), R4 (г.Мончегорск), R5 (г.Апатиты), R6 (с.Княжая губа), R7 (г.Апатиты), R8 (г.Апатиты), R9 (г.Апатиты), R10 (г.Апатиты), R12 (г.Кировск), R14 (г.Апатиты), R17 (пос.Кильдинстрой), R18 (г.Апатиты) Государственный архив Мурманской области в г.Кировске (ГОКУ ГАМО в г.Кировске). Ф.Р-71. Оп.2. Д.50, 61. 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz