Труды КНЦ вып.12 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.3 1/2012 (12))

не получилось». R14 вспоминала: «Двоюродные братья моей мамы <дети той самой русской невестки> бегали за мамой и дразнили «финка, финка». А мама потом и думает «так ведь и они такие же финны, моя мама и их отец - родные брат и сестра». Хуже националистов, чемрусские нет. Русские даже этого не скрывают». Дети от национально-смешанных браков обычно с рождения оказываются в нестабильной этнической обстановке, обусловленной двуязычием, синкретической культурой. В подавляющем большинстве случаев вступление в национально-смешанный брак не отражается на идентичности самих брачующихся, однако этническая ориентация детей в таких семьях становится весьма затруднительной. Чаще всего дети при самоопределении выбирают национальность либо отца, либо матери. Нередко выбор делается «в пользу» того родителя, чей социально-культурный статус выше (принадлежит к коренному или доминирующему этносу), т.е. чья этническая принадлежность более «престижна» [Козлов, 1975: 230]. С одной стороны, реальная этническая самоидентификация, как известно, не всегда совпадает с записью в паспорте. С другой стороны, ее документальная фиксация может способствовать соответствующему переопределению. В обоих случаях наблюдается в той или иной форме биэтническая идентичность. В СССР в начале 1930-х гг. была введена паспортная система, требующая твердой фиксации национальной принадлежности. По первоначальным правилам при получении паспорта допускался свободный выбор национальности, однако впоследствии этот выбор стал ограничиваться национальностью одного из родителей [Козлов, 1975: 230-231]. С учетом того обстоятельства, что в конце 1930-х гг. финны из-за своей национальной принадлежности сталкивались с серьезными проблемами, многие старались указать в паспорте национальность «русский». Так было и в роду R3, R13, R14. Только одна из двоюродных сестер мамы R14 была записана как «финка», причем оба ее родителя были финны: «Так она плакала из-за этого» (R14). Бабушка R14 в 1950 г. в Старых Апатитах познакомилась с молодым мужчиной (русским). У них родился сын. Они прожили в гражданском браке около трех лет. Что случилось потом, неизвестно. Муж уехал в отпуск и не вернулся. Возможно, из-за того, что он был намного младше бабушки. Адрес он оставил, но бабушка не стала его разыскивать. Мать замужем за русским (отец R14). Родители расписались, когда должна была родиться R14 (чтобы дать ребенку фамилию отца). Для того чтобы поставить штамп в паспорте, нужно было ехать из Тик-Губы в Кировск, поэтому многие регистрировали брак, когда уже рождались дети. Потом у родителей родилась еще одна дочь. R14 замужем за русским. У нее два сына, внук. На основании рассказа информанта можно предположить различные причины распада брака: личностные, поведенческие, возрастные и т.д. Тем не менее этническое несовпадение подчеркивается. Данный пример представляет наиболее типичный из межэтнических браков, поскольку финны, проживая в русскоязычном окружении, чаще всего вступали в брак с русскими. Семья R18. Отец R18 из американских финнов. Родители отца R18 познакомились в США (корни обеих семей из Южной Финляндии). Дед R18 был моряком. После женитьбы дед оставил работу моряка. Когда он по вербовке приехал в СССР, то стал работать строителем. У них родился единственный сын, отец R18 [СА R18]. Отец работал трактористом в совхозе в Олонецком районе. Мать R18 - карелка. У матери была внебрачная дочь, поэтому мотивом для выхода замуж было желание « пристроиться, прикрыть свой грех », особой любви к мужу с ее стороны не было, а отец, конечно, женился по любви. Потом 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz