Труды КНЦ вып.12 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.3 1/2012 (12))

Этнографические исследования семейно-брачных отношений традиционно фокусируются на изучении национально-смешанных семей, поскольку межэтнические браки оказывают сильное влияние на развитие этнических процессов. Исследование этнических процессов - одно из центральных направлений этнографической науки, а семья представляет собой микросферу этнических процессов. Наше обращение к теме брачных отношений вызвано тем, что в последнее время наблюдается значительный исследовательский интерес к проблемам формирования семьи, в том числе и к проблемам межэтнических семей: мотивам заключения брака и развода, психологии супружеских отношений, в том числе в межэтнических союзах. Острота этих вопросов связана с динамикой этнических и демографических процессов. С одной стороны, интенсивные миграции приводят к возрастанию доли межэтнических браков. С другой стороны, в настоящее время наблюдаются всплески этнической ксенофобии, которые предположительно должны тормозить этот процесс. Межэтнические супружеские союзы, в свою очередь, способствуют преодолению культурных дистанций на межличностном уровне, а это важно с точки зрения преодоления этнофобии в обществе в целом. Другой круг вопросов связан с изменением способов формирования семей, в том числе в среде российской молодежи, а также представителей других возрастных групп [Разумова, 2011]. Наблюдаемые тенденции в области брачных стратегий объективно приводят к снижению стабильности супружеских союзов и уровня детности семей. В связи с этими тенденциями закономерен интерес к матримониальному поведению разных категорий людей. Данный тип брачного поведения включает брачные стратегии индивидов и семей, установки в отношении брака, мотивы вступления в брак, представления о супружеской жизни и «идеальном браке» и т.д. Рассмотрение брачной истории и культурного опыта отдельных семей помогает, по нашему мнению, проанализировать динамику представлений и практик, связанных с браком, выявить возможности семьи в трансляции брачных моделей. При сборе и анализе данных мы старались обращать внимание не только на фактические сведения, но и на то, как брачные события сохраняются в коллективной семейной и индивидуальной памяти информантов. Значительная часть информации ретроспективна и воссоздается на основе устных сообщений, которые включают оценки, субъективные представления и, в любом случае, являются результатом осмысления (или переосмысления) прошлого в виде семейной биографии. Межэтническим бракам в Мурманской обл. всегда способствовала полиэтничность национального состава региона. Мы провели исследование, цель которого проследить брачные связи в смешанных семьях респондентов, признающих свои финские корни, с точки зрения этнической принадлежности супругов. С одной стороны, семья не только долго сохраняет специфические этнические черты, но и сама играет важнейшую роль в их воспроизводстве. С другой стороны, межэтнические браки способствуют ассимиляционным процессам. Вопрос о том, может ли быть разрешено это противоречие за счет действия каких-то семейных культурных механизмов, является открытым. В этом смысле любое исследование на микроуровне, на наш взгляд, способно прояснить, какие возможны варианты и возможны ли они в принципе. В исследовании мы рассматривали семейные и индивидуальные биографические траектории с акцентом на брачных событиях. Учитывались социальная принадлежность партнеров, места их рождения и ролевые отношения в семье. В работе с информантами использован в первую очередь биографический метод. 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz