Труды КНЦ вып.12 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.3 1/2012 (12))
Фото 4. Скульптура «Лопарка» («Здравствуй, солнце!») Если план строительства Мончегорска «не претерпел изменений за все годы строительства», то в Оленегорске, по мнению горожан, планирование практически отсутствовало. Аргументом, прежде всего, служит первоначальное отсутствие центральной площади города. При этом горожане позитивно оценивают наличие в Оленегорске «Старого города», поскольку, «в городе есть ощущение времени» (Ж., ок.1940 г.р.). Более детальное обсуждение с информантами вопроса о планировке города привело к неожиданному повороту темы - главная проблема заключается даже не во внутренней структуре и организации города, а в самом расположении Оленегорска. Основной тезис звучит так: «Все перепутали». Путаница, по мнению оленегорцев, начинается с системы заездов в город. Каждый житель Мурманской области знает, что кольцевое движение на трассе Санкт-Петербург - Мурманск - это «территория» города Оленегорска. Самими жителями такой заезд в город считается неудобным, а приезжими он вообще воспринимается как лабиринт. «Как проехать на вокзал?», «По какому кольцу заезжать в город?» - вопросы, которые непременно возникают у водителей, впервые оказавшихся в районе Оленегорска. Расположение авто- и железнодорожной станции также оценивается горожанами как плохо спланированное и неудобное. «Ошибки» строителей находят объяснение у современных жителей: «... Рудные залежи, которые сейчас находятся под городом, по всей вероятности, не былиразведаны по причине скоростиразведки этого месторождения. И это был 49 год, когда это месторождение было открыто. Тогда, наверное, стране требовалосьмного ресурсов, в особенности железа, это быстроразведали и начали добывать. А в дальнейшем построили город там, где пришлось, а не там...эээ... не задумались о том, стоит ли его здесь строить, не стоит. Не возникало ни у кого мысли - построили и все» (М., 1985 г.р.). 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz