Труды КНЦ вып.12 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.3 1/2012 (12))

В Мурманской обл. проживает более 40 тыс. людей с инвалидностью, что составляет, по официальным данным, около 5% населения региона [О долгосрочном..., 2011]. В период 1995-2008 гг. удельная численность инвалидов выросла более чем в 2 раза, что, в свою очередь, увеличивает демографическую нагрузку, снижает качество региональных трудовых ресурсов, повышает социально-экономические риски. В настоящее время обязанности по разработке эффективных мер региональной социально-экономической политики в отношении людей с инвалидностью в РФ делегированы непосредственно субъектам федерации. В результате перед регионами встает задача поиска наиболее действенных организационных и экономических механизмов управления региональной системой социальной защиты людей с инвалидностью и эффективного использования ее ограниченных ресурсов. Очевидно, что решение задачи разработки мер социально-экономической политики в отношении населения с инвалидностью, ориентированных в том числе и на снижение темпов инвалидизации, требует прогнозных оценок динамики региональной инвалидности, а также оценки возможных экономических и социальных последствий принятия тех или иных управленческих решений как в ближайшей, так и в отдаленной перспективе. Особо отметим, что с точки зрения регионального управления для лица, принимающего решение, задача прогнозирования ситуации с учетом различных сценариев дальнейшего социально-экономического развития региона представляет собой довольно сложную проблему и требует весьма высокой квалификации и системного мышления. Таким образом, в настоящее время проблема прогнозирования инвалидности как на региональном, так и на федеральном уровнях управления стоит довольно остро. Данный тезис отражен и в новой Концепции совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов (далее - Концепция) [Концепция..., 2011]. В этом программном документе особо отмечено, что проведение анализа и прогнозирование инвалидности, ее причин, реализации индивидуальных программ реабилитации, а также оценка эффективности предоставленных реабилитационных услуг и расходования бюджетных средств затруднены в том числе и из-за отсутствия межведомственных баз данных по инвалидности. Однако представляется, что выполнение задач разработки, организации и наполнения межведомственных баз данных по проблематике инвалидности, отмеченных в Концепции, не решает саму проблему прогнозирования, равно как и задачу поиска наиболее эффективных механизмов мониторинга процесса интеграции инвалидов в социально-экономическую жизнь. Само по себе наличие действующей наполненной базы данных федерального уровня, содержащей, допустим, даже всеобъемлющую, исчерпывающую информация по каждому случаю инвалидности, не дает возможности проводить анализ причин, приведших к инвалидности, а также выполнять прогноз, не говоря уже о прогнозировании последствий тех или иных управленческих решений. Данному обстоятельству есть несколько причин, наиболее существенными из которых являются следующие. Во-первых, существующая система сбора и обработки официальной статистической отчетности по инвалидности не может обеспечить целостную информационную картину исследуемой проблемы. По мнению экспертов, официальная открытая статистика дает представление в лучшем случае лишь о половине реально существующих в обществе инвалидов [Инвалиды., 1999: 12]. Отметим, что в поле зрения статистики попадают лишь только случаи юридически оформленной инвалидности и совершенно выпадает пул «скрытых» инвалидов, который при соответствующем изменении критериев инвалидности или повышении 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz