Труды КНЦ вып.12 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.3 1/2012 (12))

того, запрещалось самостоятельно меняться комнатами. В 1931 г. началось строительство общежития дома педагогов. Вот описание этого здания в октябре 1932 г.: «В общежитии дома педагогов наружные двери не закрываются, по коридорам кучами лежит грязь, на подоконнике обнаружена куча гнилой рыбы, с петель сорваны рамы, помои выливаются из окон и т.д.» [ГОКУ ГАМО Ф.1. Оп.1. Д.1. Л.30 об.]. Учителя сельских школ помимо обеспечения квартирой обязаны были снабжаться продуктами по установленным нормативам. Однако, как свидетельствуют документы, снабжение учителей на местах производилось плохо и нерегулярно [ГОКУ ГАМО Ф.139. Оп.1. Д. 17. Л.29]. Тем не менее материальное обеспечение учителей на Севере было несколько лучше, чем в других районах. В отдел народного образования неоднократно поступали запросы от сельских учителей Вологодской области о возможности их перевода на работу в Кировский район. В целом к началу 1940-х гг. с помощью жестких мер по комплектованию педагогических кадров в школах района удалось сформировать стабильный профессионально подготовленный состав учителей. В 1941/42-м учебном году педагогический штат апатитской неполной средней школы состоял из 14 человек во главе с директором А.П.Носковой. Ей исполнилось 30 лет, она закончила Ульяновский педагогический институт, т.е. имела высшее педагогическое образование и семилетний стаж работы. Четыре человека имели педагогический стаж более 15 лет. Двоим из них (учительнице начальных классов и преподавателю французского языка) было около 50 лет, они получили образование в женской гимназии и сиротском институте еще в дореволюционное время, еще двое - закончили педтехникум. Три человека имели педагогический стаж около 10 лет и среднее педагогическое образование, а пять учителей были молодыми специалистами со стажем не более 5 лет. Молодые учителя получили образование в Мурманской обл., двое из них закончили Мурманское педучилище, остальные прошли курсы по подготовке учителей для начальных школ. Из них двое состояли в партии, все остальные были беспартийными [ГОКУ ГАМО Ф.10, Оп.1. Д.41. Л.25]. В 1945 г. апатитская школа была реорганизована в семилетнюю среднюю школу. Штат несколько увеличился за счет мужского коллектива. Директором был назначен 47-летний Александр Ильич Лебедев, закончивший Духовную семинарию, десятимесячные курсы учителей и два курса пединститута. Через год он был перемещен на должность завуча, а место директора занял Николай Филиппович Бородин, закончивший Историко-лингвистический институт, имевший 18-летний педагогический стаж и состоявший кандидатом ВКП(б). Увеличение мужчин среди учителей - характерная тенденция послевоенного времени и начала 1950-х гг. В школе в довоенное время были сильны семейно-родственные связи. Переезжали на Север вынужденно или по воле обстоятельств целыми семьями. Так, директор школы Александр Ильич Лебедев был женат на Аделаиде Георгиевне Лебедевой, учительнице начальной школы, закончившей Петербургскую женскую гимназию. Ее сестра, Вера Георгиевна Дартау, закончившая школу II ступени с педагогическим уклоном и трехмесячные курсы учителей также преподавала в начальных классах. Все трое были высланы на Север, а их родители были лишены избирательных прав. В целом на большинство учителей, прибывших на Север в 1930-е гг., у НКВД имелись «компрометирующие данные» [ГОКУ ГАМО Ф.71. Оп.2. Д.43. Л.39] (табл.). 119

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz