Труды КНЦ вып.12 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.3 1/2012 (12))

звание учителя [Драшников и др., 2001: 152]. При инспектировании школ специалисты ГОРОНО обращали внимание на методику работы таких учителей. Строго критиковалось применение старых методов преподавания, таких как зубрежка, дореволюционная шкала оценок. Кроме того, учитель должен был достаточно аккуратно применять дисциплинарные меры к ученикам. Статья в газете «Кировский рабочий» «Отвратительные явления в школе» рисует читателю животрепещущую картину, когда учитель выгнал с урока двух хулиганов, за что получил выговор от директора и широкий резонанс на страницах местной газеты. Причины такого поступка, как сообщала редакция, в том, что учительница была дочерью кулака, а значит имела «классово чуждые настроения и невысокий политический уровень» [Кировский..., 1935: 3]. Учитель на Севере всегда находился под пристальным вниманием начальства. Его взгляды и убеждения должны были быть «правильными» и не отклонятся от курса партии. В связи с большим количеством спецпереселенцев существовало секретное предписание Мурманского областного исполнительного комитета образования о том, что начальник Кировского отдела образования личным письмом должен был ежемесячно составлять и отправлять в центр характеристики на учителей, докладывая о политических настроениях среди учительства. Несмотря на то что почти 90% учителей не состояло в партии, они рассматривались как актив, который в обязательном порядке должен пропагандировать политику партии и проводить разъяснительную работу среди населения. Так, в отчете о проведении политпросветработы среди спецпереселенцев г.Xибиногорска указывалось, что учительство наряду с членами и кандидатами ВКП(б), ВЛКСМ, членами профсоюзов, студентами совпартшкол и комвузов создает крепкую политическую общественную базу для массовой политпросветработы [ГОКУ ГАМО Ф.10. Оп.2. Д.1. Л.45]. Тем не менее «неформальные» отношения со спецпереселенцами (в том числе женитьба, совместное времяпрепровождение) строго критиковались. Особому контролю за правильностью взглядов и убеждений подвергались учителя инонационалы (такой термин использовался в то время). Негласно среди них существовало две группы. Первая - белорусы, украинцы, татары - не испытывала на себе жесткого контроля и находилась почти в равных условиях с учителями русской национальности. Иначе дело обстояло со второй группой, в которую входили немцы, поляки, латыши, эстонцы, финны. Учителя-финны, в основном работали в финской неполной средней школе № 1. Школа была создана в 1932 г. специально для ссыльных семей, однако просуществовала недолго, лишь до 1937 г. Э.Г.Карху, сосланный из Ленинградской области в 1934 г. вместе со своими родителями, писал в воспоминаниях о том, что, приехав в пос.Юкспорйок, он мог бы ходить в русскую школу-семилетку, располагавшуюся в ста метрах от барака, но без знания языка это было бы бессмысленно. Поэтому он был определен в финскую школу и вынужден был каждый день проделывать путь в 6 км. «Школа размещалась в стандартном одноэтажном бараке, учились в две смены, я - во вторую, с двух часов дня до шести-семи вечера. Осенью и зимой для Xибин это уже темное время - светло было, когда я выходил из Юкспора, а через полтора-два часа пути начинались уже сумерки, вечером же я возвращался в полной темноте», - вспоминал он. Кадровый состав школы составляли в основном этнические финны, в том числе и учителя Xакана и Ахонен, которые в конце 1935 г. были сняты с работы за «незнание русского языка», который они преподавали в школе [ГОКУ ГАМО Ф.10. Оп.1. Д.3. Л.123]. 116

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz