Труды КНЦ вып.12 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.3 1/2012 (12))

Еще в 1930-е г. ОБЛОНО и Педагогическим институтом им. Герцена была организована областная комиссия по проведению кампании за педагогические кадры, которая заключалась в агитации выпускников школ к поступлению в педагогические техникумы и вузы. Ускоренная подготовка учителей проводилась на вечерних курсах, где преподавали учителя, уже работающие в школе и имеющие педагогическое образование. Отбор кандидатов был не слишком тщательным. Выпускники фабрично-заводских семилеток (ФЗС) и школ колхозной молодежи (ШКМ), т.е. неполных средних школ, посылались на пятимесячные курсы обучения для переподготовки на учителей начальных школ. Выпускники полной средней школы отбирались персонально по спискам и отправлялись на полуторагодовые курсы [ГОКУ ГАМО Ф.10. Оп.1. Д.2. Л.41]. Уровень кандидатов был настолько низок, а программа поверхностной, что опытные учителя порой отказывались браться за преподавание [ГОКУ ГАМО Ф.10. Оп.1. Д.1. Л.42]. В целом, основными задачами массовых краткосрочных курсов была идеологическая подготовка слушателей и сообщение сведений по методике обучения. Курсы ориентировались на решение задач массовой политической пропаганды и обслуживали кампанию по ликвидации неграмотности. Практика краткосрочных курсов помогала быстро подготовить большое количество учителей. Дальнейшим условием работы для молодых малоквалифицированных кадров было заочное обучение. Однако, согласно отчету Института повышения квалификации, в 1933 г. процент охваченных заочным обучением был крайне низок - всего 10%. Из них активно занимаются только 1%, а остальные являются лишь подписчиками. Основной причиной такого положения была, вероятно, высокая стоимость обучения. Лишь первое время курсант снабжался необходимыми пособиями в порядке кредитования, а затем должен был погасить задолженность и оплачивать дальнейшее обучение [ГОКУ ГАМО Ф.139. Оп. 1. Д.3. Л.39]. Заочники должны были пользоваться консультациями методических пунктов, созданных при средней школе № 2 и неполной средней школе совхоза. Было вынесено предупреждение о том, что в случае отказа от обучения учителя будут сняты с работы. Именно с такой формулировкой «полная неграмотность и нежелание повышать свою квалификацию» была уволена учительница М.М.Тупорова. Согласно приказам по личному составу за 1936-1938 гг. этот случай был не единичным [ГОКУ ГАМО Ф.10. Оп.1. Д.3. Л.54]. Проблему «текучки» кадров предлагалось решать за счет более тщательного отбора кандидатов, при этом основное внимание уделялось не профессиональным качествам, а социальному происхождению и национальности. В делах Кировского РОНО встречаются приказы об увольнении учителей по причине сокрытия своего социального происхождения. Так, например, за обман в сокрытии своего социального происхождения был снят с работы с лишением предоставленной жилплощади учитель начальных классов неполной средней школы № 2 А.М.Николаев [ГОКУ ГАМО Ф.10. Оп.1. Д.3. Л.93]. По этим же причинам в 1936 г. был уволен учитель зашейковской неполной средней школы Приступский, скрывший при поступлении на работу службу в белой армии офицером и нахождение в концлагере в течение 5 лет [ГОКУ ГАМО Ф.10. Оп.1. Д.3. Л.165 об.]. Повышенному вниманию подвергались учителя, получившие педагогическое образование до революции. В первую очередь проверялась их профессиональная компетенция. Все учителя, получившие педагогическое образование до революции, проходили специально установленный педагогический стаж работы в советской школе, и только после этого приказом по Наркомпросу РСФСР им присваивалось 115

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz