Труды КНЦ вып.12 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.3 1/2012 (12))
непропорционально. Большинство учеников (3431) были учащимися первого-четвертого классов, 746 человек учились в пятом-седьмом классах и лишь 74 человека в восьмом-десятом классах. Еще лучше возрастной состав учащихся можно представить по данным о числе учащихся выпускных классов. Так, в 1946 г. начальную школу заканчивало 439 человек, седьмой класс - 145, десятый лишь 17 [ГОКУ ГАМО Ф.10. Оп.2. Д.2а. Л. 14]. Таким образом, основной контингент учащихся составляли ученики первого-третьего классов, дети 1937-1939 гг. рождения. Улучшилось материальное обеспечение. Все школы района имели полугодовой запас топлива и занимались при нормальной температуре. Школы были укомплектованы учебниками, были закуплены канцелярские принадлежности: тетради, чернила, перья, ручки. Из 20 школ Кировского района лишь 4 школы в небольших поселках (Енская, Савва-Губская, Хибинская школа, школа при Известковом заводе) имели керосиновое освещение. В остальных школах имелось электрическое освещение, тем не менее «большие затруднения со светом» случались очень часто, так как на все школы было получено только 50 лампочек [ГОУ ГАМО Ф. 10. Оп.2. Д.2а Л. 11]. Гораздо серьзнее, нежели вопрос материального оснащения школ в 1930-40-е гг. была проблема подготовки педагогических кадров. В 1930-м г. на 1142 учащихся было всего 25 учителей. «Из 25 педагогов - один работает в ГОРОНО, 2 - в библиотеке при клубе, 3 - завшколами, перегрузка учителей большая, а в этом году Трест открывает на 180 чел. ФЗУ», - говорилось в отчете за 1930 г. Большинство учителей имело среднее педагогическое образование (68%), высшее педагогическое образование - 16%. Причем, в партии состояли только 2 человека. Большинство учителей было отправлено на Север из Ленинградской области в соответствии с приказомНаркомпроса о мобилизации учителей и обеспечении спецпоселков квалифицированными кадрами. Как свидетельствуют списки учительского персонала за эти годы, многих учителей переводили в Кировский район из Кандалакши. Испытывая острый дефицит кадров, правительство пошло на крайние меры. На основании постановлений Наркомтруда предписывалось снять с работы учителей, занятых не по специальности, и назначить их в школы. Уже к 1932 г. педагогов по школам насчитывалось 106 человек. Однако и число учащихся выросло до 2869 человек. Поэтому в 4 школах района занимались в 2 смены и в 5 школах - в 3 смены [Кировск..., 2006: 80]. На основании списков учителей, работающих в школах, можно сделать вывод о том, что большая часть приехала в Заполярье в 1931-1934 гг. из Новгородской, Вологодской, Ленинградской областей и с Юга России. В условиях дефицита кадров иногда в школе оказывались люди, некомпетентные, не имеющие должного образования. Тем не менее основания для увольнения в условиях дефицита кадров должны были быть очень вескими. Обо всех учителях, снятых с педагогическойработы как по мотивам антисоветской деятельности, так и по отсутствию соответствующей квалификации, заведующие РОНО и ГОРОНО обязаны были представлять подробные отчеты [ГОУ ГАМО. Ф.10. Оп.1. Д.2] Несмотря на принимаемые меры, отсев учителей (так назваемая «текучесть» кадров) была достаточно высок. Только за 1934 г. из школы ушли 26 педагогов, 7 из которых были уволены как «несоответствующие своему назначению». В областной отдел народного образования от Кировского Районо регулярно поступали заявки с просьбой направить в район подготовленных специалистов. Так, в 1935 г. была отправлена заявка на 90 человек, однако к началу учебного года был прислан только один директор для новой школы [Кировский..., 1935: 4]. В такой ситуации единственным выходом заполнить имеющиеся вакансии была подготовка учителей-срочников. 114
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz