Труды КНЦ вып.12 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.3 1/2012 (12))
Сохранились воспоминания об апатитской школе довоенных лет. Они принадлежали первым выпускникам 1939 г. выпуска. Из воспоминаний В.Архипова: «Единственное каменное здание школы в два этажа, куда ехали школьники, на фоне бараков выглядело величественно и монументально. Это казалось, да и в действительности было, самое большое здание на станции Апатиты. Школа всегда была чистой и хорошо оформлена внутри. И, мы учащиеся, понимая с каким трудом была оформлена школа в те времена, оберегали ее убранство, поскольку сами и оформляли и содержали в чистоте пришкольную территорию (из переписки с В.А.Кокшаровым). Из воспоминаний Серафимы Алексеевны Мироновой, первого выпуска средней школы 1939-го г.: «Школа наша была в то время новая, классы светлые, чистые<...>. В наш период школы были бедны. Кабинеты и классы располагали немногими наглядными пособиями». Лейтмотивом воспоминаний о школе было печное отопление. «Первые годы после войны были очень трудными. Отопление в школе было печное. Дрова привозили сырые и недостаточно. Учителя и ученики сами частично их разгружали и носили дежурные ученики их к печам в каждом классе. Наглядные пособия по кабинетам делали сами учителя и ученики, так как их было крайне недостаточно», - писала учительница математики Зинаида Федоровна Добровидова. Один из учеников вспоминал, что, поскольку здание школы отапливалось дровами, зимой в коридорах было холодно, поэтому ребята на переменах собирались в пионерской комнате, которая одновременно служила и спортзалом, и кто-нибудь из учеников начинал играть на гармони. Сначала девчонки, а затем и ребята выходили в круг и начинали веселый перепляс. Первый выпуск школы состоял из 17 человек, среди них и веселый гармонист Иван Колосов, после войны закончивший педагогический институт и вернувшийся учителем в родную школу, и Рита Шавилова, ставшая врачом и в 1950-х гг. также вернувшаяся в родной город, и другие ребята, многие из которых погибли на войне. В военное время в Кировск и Апатиты прибыло большое количество детей из Мурманска. Их разместили в трех зданиях по Xибиногорскому шоссе. Самые маленькие жили в помещении бывшего детдома, а остальные - в стандартных домах. Дети часто убегали из интерната. «Поезд из Кировска уходил ночью, и мы группой тайком пробирались на вокзал. Прятались под лавку и доезжали до станцииАпатиты, а там на другой поезд, до Мурманска. Побудем день у родителей, а другой ночью возвращались в Кировск, а утром шли на учебу в школу. Учиться старались как можно лучше, считали, что хорошей учебой мы помогаем старшим разгромить врага», - писала в воспоминаниях Т.А.Иванова [Драшников и др., 2001: 189-190]. В целом успеваемость по школам района снизилась до 80%, о чем говорилось в отчете о работе школ за 1941/42 гг. В связи с увеличением числа детей из Мурманска до 450 человек и разбросанностью помещений (5 домов) в интернатах возникали проблемы с дисциплиной и необходимость увеличения штата воспитателей. Основными задачами становятся помощь фронту и материальное обеспечение школы. Учащиеся собирали деньги на военный заем, помогали госпиталю с заготовкой хвои, организовывали концерты в госпиталях, шили для бойцов кисеты, носовые платки и т.д. Чтобы как-то решить вопрос обеспечения продовольствием, все школы были снабжены сельскохозяйственным инвентарем для работы на пришкольном участке. Школьники были мобилизованы для работы в колхозах и совхозе, был организован сбор ягод и грибов [Кировск..., 2006: 233-234]. В послевоенные годы работа школ начала налаживаться. В Кировском районе к 1946 г. было уже 20 школ: 1 средняя, 3 семилетних и 16 начальных школ с общим количеством учащихся 4256 человек. По возрасту число учащихся распределялось 113
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz