Труды КНЦ вып.12 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.3 1/2012 (12))

Кировского районного Совета депутатов (Ф.71), в котором собраны статистические данные о спецпереселенцах в г.Кировске, среди которых были и работники образования. Кроме того, ценным источником по истории развития образования выступили газетные публикации, освещающие процесс школьного строительства в Кировском районе в указанный период. В работе использованы документы школьного архива средней общеобразовательной школы № 4 г.Апатиты, сохранившие переписку с учителями и выпускниками школы конца 1930-х гг. Жизнь средней школы была тесно связана с жизнью региона. Во второй половине 1920-х гг. началось промышленное освоение Кольского края: на полуостров прибыли сотни тысяч людей, в том числе заключенных. Начали отстраиваться рабочий поселок Апатиты (год основания - 1930), Кировск (1931; до 1934 г. - Хибиногорск), Мончегорск (1935 г.). В связи с увеличением населения возникает необходимость в расширении существующей системы школьного образования. Самая первая трехлетняя школа появилась на станции Хибины в 1926 г. Школа находилась в деревянном бараке. Занятия проводились по вечерам, по 4 академических часа в день. В 1930-м г., по данным городского отдела народного образования, в г.Кировске действовало 3 школы: на 13, 19 и 25-м км. Число учащихся в них было соответственно - 176, 560 и 180 человек, что составляло 93% от общего количества детей школьного возраста; 7% - составляют 80 детей финнов и умственно отсталых. «Финнов не смогли охватить, потому что не было педагога, а в настоящее время помимо финнов имеются нацмены: украинцы, татары и немцы» - говорилось в отчете (Из фондов краеведческого музея г.Кировска). Школы размещались в стандартных деревянных домах, а занятия проводились в две смены. Материально-технические условия работы школ в эти годы были тяжелыми. Большой проблемой была теснота помещений. Быстрому изнашиванию оборудования способствовали часто и сами учащиеся. Учителям требовались огромные усилия, чтобы поддерживать материально-техническое оснащение школ на минимально необходимом уровне. «Оборудование школ скверное (скамейки и столы), парт нет, ребята сидят по 6 человек на скамейке», - говорилось в отчете. Судя по документам, здания школ требовали ремонта. Крыши протекали, столовых при школах не было. Дети завтракали в классе на учебных столах. Между тем денег на оборудование школ не хватало, так как первостепенной задачей было увеличение количествашкол. С увеличением числа детей школьного возраста появляется необходимость увеличения числа школ. Это происходило в первую очередь за счет открытия малокомплектных начальных школ в небольших поселках, где дети учились с первого по четвертый классы. К 1935 г. сеть школ в г.Кировске составляли: городские средние - № 1, 2, 3; неполные средние - № 4, 5, 6, 7, 8, неполная средняя финская школа, начальные школы № 9, 10. Кроме того, в рабочих поселках действовали Апатитская и Зашейковская неполные средние школы, Восточно-губская, Пиренгская, Чирвинская, Африкандская начальные школы и сельские начальные школы - Енская, Бабинская, Охтокандская, Хибинская [ГОКУ ГАМО. Ф.10. Оп.1. Д.3. Л.33, 72]. С появлением станции Апатиты и совхоза «Индустрия» возникла необходимость в создании новой школы. Она открылась в 1935 г. и получила статус неполной средней школы с общим количеством 7 классов на 212 человек с интернатом на 34 человека для детей, родители которых работали на фермах совхоза «Индустрия» [ГОКУ ГАМО Ф.71. Оп.1. Д.52. Л. 111] Из воспоминаний выпускников школы: «Школу начали строить в апреле, а к сентябрю она была уже готова. Мы, учащиеся, тоже помогали таскать кирпичи. Была даже создана комиссия из учащихся по организации помощи строителям». Это было первое каменное здание в Апатитах. Здесь было 10 классных комнат, учительская, пионерская комната, библиотека, кабинет директора. 112

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz