Труды КНЦ вып.12 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.3 1/2012 (12))

УДК 371 (470.21):94 К.С.Казакова СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА КОЛЬСКОМ СЕВЕРЕ В 1930-Е ГОДЫ Аннотация Представлен исторический обзор становления школьного образования в г.Кировске и Кировском районе. На основании широкого круга архивных материалов показано развитие системы школьного образования и процесс кадрового обеспечения школ. Освещены вопросы, связанные с профессиональными особенностями работы педагогов в 1930-е гг. Особое внимание уделено исследованию группы учителей - спецпереселенцев. Ключевые слова: развитие школьного образования, образовательная политика, школа, учитель, Кольский Север. K.S.Kazakova ESTABLISHMENT AND DEVELOPMENT OF THE SCHOOL SYSTEM ON THE KOLA NORTH IN THE 1930’S Abstract The historical overview of the establishment of the school educational system in the Kirovsk district is given. On the base of a wide range of archive materials the development ofthe school system and staffing process is shown. The problems concerning the professional peculiarity of teacher's work inthe 1930’s are touched upon. Special attention is given to the teachers, who were forced-migrant. Кеу words: development ofschool education, educational policy, school, teacher, the Kola North. Исследование современных мнений представителей семей и работников образования показало, что на сегодняшний день все более актуальным становится вопрос о доступности качественного образования, способного соотноситься с реальной жизнью. В обществе поднимаются такие актуальные вопросы, как: компетенция современных учителей, финансовая поддержка общеобразовательных школ, создание необходимых бытовых условий для успешного функционирования учебных заведений, налаживание наиболее гибких и действенных связей между школой и семьей [Казакова, 2009, 2010]. Перечисленные выше проблемы существовали в обществе и в прошлом. В этой связи актуальным представляется изучение развития системы школьного образования на Севере, имевшее свои особенности. Исследования по истории образования на Кольском Севере представлены рядом статей и монографий советских историков [Андрианов-Верхнев, 1967; Белошистая, 1976]. В новейшей историографии попытка дать целостное изложение истории образования Кольского края представлена в «Очерках по истории народного образования Кольского края», подготовленных коллективом авторов [Дранишников и др., 2001]. Однако работа носит скорее научно-просветительский характер и вследствие широкого спектра проблем, затронутых авторами, целый круг вопросов остался за рамками данного издания. Цель данной статьи - показать развитие школьной системы образования в г.Кировске и прилегающих к нему районах. Работа написана на основе широкого круга неопубликованных источников. Основным источником по истории развития системы школьного образования являются архивные документы и материалы, собранные в фонде отдела народного образования Кировского (Хибиногорского) горисполкома (Ф.10) Государственного архива Мурманской области в г.Кировске. В фонде представлены приказы и распоряжения руководителей по личному составу, позволяющие реконструировать особенности работы учителей в 1930-е гг., списки педагогического персонала школ, отчеты о состоянии школ района, протоколы заседаний работников просвещения. В работе также использованы документы фонда 111

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz