Trudy_KNC_Vyp11_Труды Кольского научного ценра РАН. Энергетика. 2012.

удерживается на натянутых проводах, что позволяет уменьшить количество аварийных отключений на линии. Железобетонные опоры для ЛЭП - не панацея. Говорят, что после 25 лет эксплуатации бетон непредсказуем - начинает крошиться, рушиться. Он весьма неустойчив на уровне земля - воздух. Влияют на его состояние и солнце, и мороз, и влага. Повсеместное внедрение в Карелии финской технологии может спасти положение, решить проблему не только энергетиков, но и железнодорожников, связистов, на чьем балансе также находятся линии электропередач. За рубежом практически все ВЛ электропередачи напряжением 0.4-10 кВ выполнены на деревянных пропитанных опорах. Пример - наш сосед Финляндия, где металлические опоры используются только на линиях более высокого напряжения. Протяженность ВЛ на металлических опорах составляет 25%, на железобетонных - 57% и на деревянных - 18% от общей протяженности линий. Средний срок эксплуатации ВЛ на различных опорах на 1 января 2006 года составляет (лет): • металлических - 41.6; • железобетонных - 30.1; • деревянных - 41.4. Следует отметить, что в начальном периоде эксплуатации повреждаемость металлических опор в 1.5 раза ниже, чем железобетонных опор. Однако если железобетонные опоры в течение 15-20 лет после приработки конструкций находятся в периоде стабильного состояния и их повреждаемость остается примерно на одном уровне, то металлические опоры к этому сроку находятся под влиянием износового фактора. В результате их повреждаемость сравнивается. Основная причина значительной начальной разницы в повреждаемости между металлическими и железобетонными опорами заключается в сильной зависимости несущей способности последних от качества заделки их в грунте. Часто железобетонные опоры под действием внешних нагрузок приобретают крен, что создает дополнительный изгибающий момент в стойке опоры, вызванный значительной собственной массой конструкции, способствующей дальнейшему увеличению наклона. От этого несущая способность железобетонных опор резко снижается, что приводит к их разрушению. Доля изгибающего момента от вертикальных нагрузок достигает в гололедных районах порядка 35%, а при слабой заделке опор 50% и более. Отказы железобетонных опор из-за гололедно-ветровых нагрузок превышают те же значения для металлических опор в 1.9 раза. К сожалению, в эксплуатации этому фактору уделяется мало внимания. Другая причина пониженной надежности железобетонных опор в период приработки - большое число скрытых дефектов. К таким дефектам в первую очередь следует отнести обрывы арматуры, отклонения от проектного армирования, несоответствие классов бетона и стали расчетным, пустоты и раковины в теле бетона и др. Отказы по этим причинам составляют 35.5%. Наличие трещин в стойках опор в настоящее время не сказывается на надежности, так как процесс коррозии арматуры не достиг критического значения. Крен металлических конструкций из-за неудовлетворительного закрепления в грунте наблюдается весьма редко. Основная причина разрушения металлических опор - это превышение реальных нагрузок и воздействий, а также коррозионный износ элементов при длительной эксплуатации. К вышесказанному необходимо добавить, что преобладают отказы износового характера при сверхрасчетных нагрузках. Об этом свидетельствует тот факт, что в тех случаях, когда причиной отказов являлся только ураганный ветер, металлические опоры имели срок эксплуатации 10-15 лет, а отказы конструкций, которые эксплуатировались менее 10 лет, не превышали 15% от общего числа отказов. 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz