Труды КНЦ вып.7 (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ вып.2 4/2011(7))

или производственных мощностей имеющихся УЗ. По другим специальностям размер необходимого финансирования может оказаться меньше, чем количество финансов, выделенных на подготовку данных специалистов. Так же могут оказаться незадействованными производственные мощности УЗ по подготовке определенных специалистов. В связи с этим необходимо перераспределить оставшееся финансирование между УЗ, подготавливающими специалистов, спрос на которых был не удовлетворен, и провести анализ возможности использования незадействованных производственных мощностей УЗ для подготовки специалистов схожих специальностей. Для решения данной задачи необходимо определить приоритетные специальности для рынка труда региона и в первую очередь направить необходимое финансирование на подготовку кадров по этой специальности. При этом следует учитывать возможность организации курсов переподготовки для незанятых граждан, имеющих «родственную» специальность. Н а третьем этапе формируется набор лингвистических правил формата ЕСЛИ-TO. Например, правило «ЕСЛИ ^ потребность = необходимые И № системный администратор = идентично, И ^ количество = очень мало, ТО возможность подготовки = высокая » связывает потребность в определенных специалистах и возможность их подготовки в общую оценку возможности подготовки. Полный набор вариантов таких правил очень велик. Поэтому априорно формулируются и принимаются к рассмотрению только те правила, которые соответствуют «здравому смыслу» (по мнению экспертов). Затем производится операция дефазификации, т.е. сформулированные правила записываются в явном виде. В результате логического вывода определяется наиболее рациональный вариант для подготовки или переподготовки определенных специалистов. Далее алгоритм решения сводится к следующему. Из множества решений удаляются решения, имеющие значение функции принадлежности меньше заданного экспертом. Из оставшихся решений выбирается лучший вариант и «выделяется» финансирование на его реализацию в необходимом или имеющемся объеме. Если выделенный объем финансирования обеспечивает удовлетворение спроса на специалистов рассматриваемой специальности, то все варианты, включающие данную специальность, исключаются из рассмотрения. Процедура продолжается до тех пор, пока не будет исчерпано финансирование, либо будет удовлетворен спрос на специалистов всех направлений. В примере для ОАО «АПАТИТ» было получено решение, предполагающее удовлетворение спроса на требуемых специалистов за счет переподготовки специалистов в прикладной математике и информатике на базе КФПетрГУ. Литература 1. Кириллов, И.Е. Постановка задачи планирования развития образовательной системы /И.Е. Кириллов, Л.С. Богатикова, А.Г. Олейник // Информационные технологии в региональном развитии: сб. научн. тр. ИИММ КНЦ РАН, вып.УП. - Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2007. - С.104-119. 265

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz