Труды КНЦ вып.7 (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ вып.2 4/2011(7))

характерны моноструктурный характер экономики, преобладание ведомственного подхода и довольно низкий уровень координации между субъектами экономической деятельности. В тоже время, накопленные знания и имеющийся опыт жизнедеятельности в АЗРФ позволяют утверждать, что реализовать имеющийся потенциал этих уникальных территорий, обеспечить их устойчивое развитие можно только на основе системного подхода к преодолению имеющихся недостатков, междисциплинарного анализа подлежащих решению задач и выработке научно обоснованных комплексных механизмов их решения. В сфере науки и технологий целью государственной политики РФ в Арктике является [1] «обеспечение достаточного уровня фундаментальных и прикладных научных исследований по накоплению знаний и созданию современных научных и геоинформационных основ управления арктическими территориями, а также надежного функционирования систем жизнеобеспечения и производственной деятельности в природно-климатических условиях Арктики». В качестве основного инструмента, способного обеспечить интеграцию, структурированное хранение и целевое предоставление информации, необходимой для поддержки принятия решений в различных сферах деятельности, выступают информационные технологии. Поэтому формирование единого информационного пространства в АЗРФ с учетом ее природных особенностей также включено в перечень основных целей государственной политики в Арктике. В данной статье обобщенно представлены результаты, полученные в 2011г. сотрудниками лаборатории региональных информационных систем ИИММ КНЦ РАН в рамках исследований по теме «Модели и технологии комплексного информационного обеспечения социально-экономического развития Арктических регионов Российской Федерации» (Регистрационный номер 01201153383). Ряд результатов более подробно рассматривается в других работах настоящего сборника. Основные задачи исследования Арктическая зона Российской федерации является стратегическим районом, в котором сконцентрировано множество национальных интересов РФ, в т.ч. ресурсная база, транспортная инфраструктура, уникальная экологическая и особая социально­ экономическая системы. Одной из главных целей государственной политики Российской Федерации в Арктике является развитие сферы информационных технологий и создание единого информационного пространства Арктических территорий, как обязательного компонента комплексной системы подготовки, планирования и реализации мероприятий государственной политики РФ в Арктике. При этом понятие «Единое информационное пространство» (ЕИП) до сих пор не получило своего строгого определения не смотря на достаточно широкое применение. Варианты интерпретации данного понятия рассмотрены, в частности, в [2]. В качестве «официальной» версии часто используется вариант, представленный в «Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов» [3], которая была разработана в 1995 году. В этом документе единое информационное пространство определяется как 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz