Труды КНЦ вып.7 (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ вып.2 4/2011(7))

2. Основные техногенно-экологические опасности Арктических регионов РФ Опасности, как уже упоминалось, могут классифицироваться по раз­ личным признакам [2]: - по источникам - природные, антропогенные (социогенные, техно­ генные), комбинированные, внутренние, внешние; - по объектам воздействия - социально-политические, экологические, экономические; - по масштабам (уровням) опасности - локальные, региональные, феде­ ральные, глобальные; - по временному фактору; - по месту проявления - континентальные, шельфовые, смешанные; - и т. д. К настоящему времени в Арктическом регионе РФ создана многопрофильная производственная и социальная инфраструктура преиму­ щественно сырьевых отраслей экономики, а также военно-промышленного и транспортного комплексов. Основные возможные проявления техногенных опасностей в Арктической зоне РФ [7, 8]: - разливы нефти и нефтепродуктов; - аварии в жизнеобеспечивающих системах ЖКХ городов и поселков Арктической зоны; - аварии на магистральных газопроводах, проложенных в сложных условиях многомерзлотных пород; - аварии на сооружениях, возведенных на многомерзлотных породах, в связи с наблюдаемым потеплением в Арктической зоне; - аварии на промышленных предприятиях, в т.ч. на радиационно опасных объектах; - аварии, связанные с эксплуатацией Северного морского пути; - кораблекрушения. В последнее время Россия значительно увеличила объемы перевозки нефти морским транспортом. Начата добыча нефти на шельфе Охотского моря, планируется добыча на шельфе Баренцева моря. Эта деятельность неизбежно сопровождается повышением вероятности риска катастрофических разливов нефти. Анализ показывает, что достаточно одной аварии крупнотоннажного танкера или буровой платформы, чтобы на несколько лет, а в Арктике в некоторых случаях навсегда, уничтожить биоресурсы района и сделать его побережье непригодным для жизни местного населения. Основными причинами разливов, как малых, так и больших, являются повреждения трубопроводов при погрузо-разгрузочных работах и аварии (столкновения, посадки на мель) танкеров, перевозящих нефть. В ближайшем будущем к ним могут добавиться аварии на буровых платформах и трубопроводах, подающих нефть к нефтяным терминалам. В бассейне Баренцева моря вопросы борьбы с возможными разливами нефти должно решать Мурманское бассейновое аварийно­ спасательное управление (МБАСУ), которое не имеет достаточных сил и средств для эффективных действий на таком огромном пространстве. 187

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz