Труды КНЦ вып.6 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.2 3/2011(6))

проведения опросов (2004-2006 гг.) эксперты оценивали эффективность этой политики ка к неудовлетворительную [Сравнительный анализ ..., 2004; Каспарьян, 2008]. Анализ соответствия региональной социально-экономической политики, адресованной инвалидам, декларируемым в федеральном законодательстве целям и задачам проводился в тот же период времени на основании отчетов о ходе реализации в М урманской области федеральных и региональных целевых программ [Информация о реализации ... 2006, 2007]. Было выявлено, что между федеральной социально-экономической политикой в отношении населения с инвалидностью и ее практическим воплощением в условиях региона существует значительное несоответствие. Российская национальная политика в отношении инвалидов в качестве главной цели определяет курс на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и др угих прав и свобод, предусмотренных Конституцией страны. Эти цели подкреплены нормами федерального законодательства, полностью соответствующими общепризнанным принципам международного права. Основным отличительным моментом нового государственного подхода к проблеме инвалидности стала их переориентация на интеграцию людей с инвалидностью в общество. Вместе с тем, на уровне регионов реализация новой парадигмы социально-экономической политики в отношении людей с инвалидностью наталкивается на ряд объективных трудностей. В первую очередь, это связано с несоответствующим финансированием и недостаточно проработанным механизмами реализации федеральных законов. К примеру, значительные сложности возникли в регионах в связи с принятием Федерального закона № 122, разделившего сферы влияния региональной и федеральной властей и переложившего основную массу финансовых обязательств по реализации социально-экономической политики на субъекты РФ. К такому крутом у повороту социальной политики не были подготовлены региональные власти и в их распоряжение не были своевременно переданы современные эффективные инструменты реализации региональных программ социальной защиты. Ситуация осложнилась еще и тем неучтенным обстоятельством, что действующая в стране система сбора и обобщения статистической информации по проблеме инвалидности не могла обеспечить региональные органы исполнительной власти адекватными данными о реальной картине инвалидности. Представленные в откры ты х статистических источниках данные не позволяют в полной мере охарактеризовать проблему инвалидизации региона с достаточной полнотой и фактологической достоверностью. Отсутствие единой методики формирования статистической отчетности серьезно затрудняет и проведение исследований в данной области, и разработку обоснованной региональной социально-экономической политики в отношении инвалидов. Очевидно, что успешное выполнение возложенных на регионы федеральным законодательством обязанностей по разработке мер социальной политики для социально незащищенных гр упп населения, в том числе и инвалидов, возможно лишь при условии адекватного учета специф ических факторов, характерны х для данного региона. П ри разработке целевых программ социальной поддерж ки лиц с инвалидностью в регионе необходимо учиты вать ка к специфические региональные факторы, определяющие динам и ку показателей качества здоровья населения, так и особенности климато-географического и социально-экономического положения региона. В связи с этим представляется актуальным пересмотр концепции региональной социально-экономической политики с учетом выш еуказанны х недостатков. 136

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz