Труды КНЦ вып.6 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.2 3/2011(6))

Последовательно апробировались и реализовывались в масштабах страны модели управления экономикой, которые отражали специфику определенных этапов советской истории государства: военного коммунизма, НЭПа, индустриализации и коллективизации, «всё для фронта» и послевоенного восстановления страны. Особый этап развития, в политическом лексиконе получивший название «оттепель, десталинизация, борьба с последствиями культа личности», имел место после смерти И.В.Сталина в период руководства КПСС и страной Н.С.Хрущевым (1956-1964 гг.). Сложившаяся к тому времени система централизованного государственного руководства экономикой страны через специализированные министерства и ведомства - система, которая уже к 1957 г. обеспечила четырехкратное увеличение объема промышленной продукции по сравнению с довоенным уровнем, подверглась критике, некоторые основания для которой были объективными. Прежде всего, это относилось к глубоким межведомственным барьерам, которые мешали кооперированию и научно-техническому прогрессу производства. Февральский 1957 г. Пленум ЦК КПСС принял Постановление о переходе к территориальному принципу управления экономикой по административным районам и об образовании Советов народного хозяйства (СНХ). В РСФСР было образовано 70 экономических районов, одним из которых стал Мурманский. Предполагалось, что структура совнархозов должна определяться спецификой экономического района при сохранении некоторых единых организационных принципов. С образованием СНХ и экономических районов повышалась роль и ответственность местных партийных и советских органов за социально-экономическое развитие региона. В определенном смысле новая система экономического управления возвращала к практике руководства экономикой первых лет (1917-1920) советской власти - времени образования центрального ВСНХ и местных СНХ. Ожидалось, что в новых условиях хозяйствования большее внимание будет уделяться сотрудничеству совнархозов и научных учреждений, что позволит добиваться успехов в экономическом развитии районов, а также расширять научные исследования, направленные на изучение природных ресурсов краев и областей и научное обоснование их практического использования. С точки зрения участия Академии наук СССР в научном обеспечении прогресса в народном хозяйстве, децентрализация хозяйственной жизни страны имела как положительные, так и негативные последствия. Ведь Академия наук была по существу «министерством» науки в стране, и такая её роль была органичной в условиях централизованного государственного управления. С другой стороны, Академия наук к началу 1960-х гг. создала разветвленную сеть комплексных региональных научных учреждений, получивших статус её филиалов. Они были призваны проводить фундаментальные и прикладные исследования по научному обеспечению развития производительных сил регионов с учетом их специфики в части природных и народнохозяйственных ресурсов. Поэтому усиление роли местных партийных, советских и хозяйственных органов в социально-экономическом развитии регионов неизбежно должно было отразиться на деятельности их научных центров. Мурманская область к 1957 г. превратилась в промышленно развитый экономический регион, который обеспечивал страну минеральным сырьем, цветными металлами, железорудным сырьем, рыбной продукцией и т.д., обладал 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz