Труды КНЦ вып.6 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.2 3/2011(6))
[Пулькин, 2006] и организации системы интернатов на материалах Ненецкого автономного округа [Лярская, 2001]. Изучение истории развития образования на Кольском Севере началось еще в 1940-х гг. Работы А.Г.Базанова, Н.Г.Казанского, [Базанов, Казанский, 1939], М.П.Геллис, [Геллис, 1947] представляют собой очерки развития школьного образования на Кольском Севере в первой трети XX в. Интерес представляют работы М.И.Андрианова-Верхнева и А.И.Белошистой, в которых рассмотрен процесс развития школьного образования в 20-40-е гг. XX в. [Андрианов-Верхнев, 1967; Белошистая, 1976]. Изучению советского периода становления школьного образования на Кольском Севере посвящена фундаментальная работа В.В. Драшникова, В.П.Мухина и Е.Ф.Дудакова [Драшников и др., 2001]. В монографии подробным образом представлен процесс развития учебных заведений г.Мурманска, тогда как история образовательных учреждений других районов области рассмотрена лишь фрагментарно. Попытка биографического описания карьеры учителя на Кольском Севере представлена в «Педагогической энциклопедии Мурманской области ...» [2001]. Интерес представляет также работа, посвященная развитию дополнительного музыкального образования в Мурманской области, в которой А.Л.Миронюк рассмотрел процесс развития внешкольного (музыкального) образования в 1917-1969 гг. [Миронюк, 2007]. Таким образом, история образования на Кольском Севере представлена в историографии недостаточно полно и нуждается в более детальном изучении. Кроме того, применение антропологического подхода в изучении истории образования открывает широкие возможности для исследования социального компонента образовательной среды на Кольском Севере. Список литературы Андрианов-Верхнев М.И. Развитие народного образования в Мурманской области за годы Советской власти // Ученые записки МГПИ. Мурманск, 1967. Т.30. С. 5-104. Базанов А.Г., Казанский Н.Г. Школа на Крайнем Севере. Л., 1939. Белошистая А И. Из истории ликвидации неграмотности на Кольском полуострове (1920-1928 гг.) // Вопросы истории Европейского Севера. Петрозаводск, 1976. С. 55-76. Геллис М.П. Народное образование Кольского края за 30 лет // В помощь учителю: сб. Л., 1947. Драшников В.В. Очерки истории народного образования Кольского края / В.В. Драшников, В.П.Манухин, Е.Ф.Дудакова. Мурманск, 2001. Егорова М.В. Развитие системы среднего образования на Урале (1808 - февраль 1917): автореф. дис. ... докт. ист. наук. М., 2009. Журавлева И.А Регионализация образования: сущность и концептуальные основания: Теоретико-методологический аспект: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Иркутск, 2002. Илюха О.П. Школа и просвещение в Беломорской Карелии во второй половине XIX - начале ХХ в. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2002. 102 с. Казакова К.С. Образовательные стратегии современной семьи // Кольский Север в ХХ-ХХ1 вв.: культура, наука, история / под ред. В.ППетрова, И.А.Разумовой. Апатиты: Изд-во Кольского науч. центра РАН, 2009. С. 64-76. Казакова К.С. Образовательные стратегии семей Кольского Севера: взгляд учителей // Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования. 2010. Вып.1, № 2. С. 53-67. 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz