Труды КНЦ вып.6 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.2 3/2011(6))
образования как некоего рационально организованного процесса познания. Она есть результат повседневного опыта, полученного в результате воздействия на человека бесконечно больших информационных потоков, случайных по своей сути. Она позволяет сделать вывод о том, что доля традиционных государственных образовательных институтов в общем объеме образования человека снижается. Этот процесс продолжается на протяжении нескольких десятилетий, отмечают исследователи [Савенков, 2008]. Представляется возможным на основе качественного описания образовательной среды выделить ее региональные особенности, рассмотреть специфику применительно к определенным историческим периодам и регионам. Исследование семейных образовательных стратегий [Казакова, 2009, 2010] показало, что адекватным отображением сущности преобразований и реформ в образовательной сфере является региональное образовательное пространство. Оно определяет качественное своеобразие жизни учащих и учащихся, обусловленное их субъектной активностью, которая, в свою очередь, детерминирована местными социокультурными особенностями. Целостность этого образовательного пространства и образовательной среды региона задается региональным образом жизни, отображающим своеобразие жизнедеятельности человека, и региональным образовательным заказом. Анализ образовательной практики взаимодействия семьи и школы показал, что региональное образовательное пространство актуализируется запросами учителей, преподавателей, педагогических работников, учащихся и их родителей. Суммирование и осмысление этих потребностей в коллективной педагогической деятельности привело к идее обобщения реальных образовательных событий в концепции прогнозирования развития регионального образовательного пространства [Лоншакова 2002]. Данная концепция предполагает понимание педагогическим сообществом культурных и социальных смыслов образования. Практическое значение реализации такой концепции состоит в том, что она позволяет осуществлять направленное развитие образования региона и является неотъемлемой составляющей управления региональными системами. Порождаемые целевыми установками учащих и учащихся тенденции, специфика образовательной инфраструктуры и задает региональные особенности образовательной среды. Исследователи отмечают, что региональная образовательная политика все больше начинает детерминироваться местными проблемами занятости и трудоустройства населения, демографии, миграции, экологии и здоровья, безопасности и порядка, градостроительными проблемами и проблемами малого бизнеса [Лоншакова, 2002]. Каждый регион создает свою собственную систему образования со своими структурами, системами финансирования и управления для выполнения конкретных социальных целей и в соответствии с этим строит нужную ему образовательную политику. Территориальные проблемы образования и научные основы формирования региональной образовательной стратегии, принципы регионализации отражены в научных публикациях И.А.Журавлевой, Н.А.Лоншаковой, Н.И.Остривной, Д.С.Полукшт, Н.Н. Усатой и др., основанных на социологических исследованиях различных регионов России [Усатая, 1999; Журавлева, 2002; Лоншакова, 2002; Остривная 2002; Полукшт, 2004]. Изучение истории образования на региональном материале представлено работами по истории развития системы школьного образования в Карелии [Илюха, 2002], на Урале [Егорова, 2009], становлении педагогического образования в Сибири в начале XX в. [Широкова 2000] и др. Ряд статей посвящен проблеме организации начальных школ на Европейском Севере 69
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz