Труды КНЦ вып.6 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.2 3/2011(6))

Представляется необходимым более четко, чем это наблюдается в настоящее время, разграничить понятия «образовательная среда» и «образовательное пространство» или, по крайней мере, определиться с двумя феноменами: 1) образовательное окружение того или иного социального субъекта (агента, объекта) и 2) внутреннее образовательное пространство объекта, создаваемое и более или менее ограниченное им самим (учебным заведением, образовательной подсистемой, семьей, городом, любой общностью и т.д.). В ряде исследований понятия «образовательная среда» и «образовательное пространство» используются как синонимы. Некоторые исследователи практически не разделяют эти понятия, объясняя одно через другое. Так, например, Н.В.Щиголева пишет, что культурно-образовательное пространство школы есть особым образом организованная социокультурная и педагогическая среда, среда воспитания и развития личности. [Щиголева, 2003]. Между тем, на наш взгляд, есть и существенные отличия. Самое общее представление о пространстве связано с порядком расположения (взаимным расположением) одновременно сосуществующих объектов. Говоря об образовательном пространстве, мы имеем в виду набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на образование человека. При этом по смыслу в самом понятии образовательного пространства не подразумевается включенность в него обучающегося. Образовательное пространство может существовать и независимо от обучающегося. Оно характеризуется объемом образовательных услуг, мощностью и интенсивностью образовательной информации, образовательной инфраструктурой общества. Основными же показателями образовательной инфраструктуры являются качественный и количественный состав элементов данной инфраструктуры, их пространственное расположение и взаимодействие. Инфраструктура задает размеры и другие типологические свойства образовательного пространства. Ключевым понятием для образовательного пространства является событие, явление. Понятие образовательного пространства объединяет две основные идеи - идею пространства и идею образования. Образовательное пространство отражает некую образовательную протяженность, структурное сосуществование и взаимодействие любых возможных образовательных систем, их компонентов, образовательных событий [Савченко, 2011]. Таким образом, образовательное пространство есть поле, где осуществляется взаимодействие образовательных сред. Образовательная среда в общекультурном и региональном контексте Несомненно, что развитие и функционирование образовательной среды закономерно зависит от особенностей культурно-исторического развития региона, страны, общества в целом. Образовательная среда - неотъемлемая часть культуры. Для того чтобы подчеркнуть факт ориентации образования на характер и ценности культуры, в современных гуманитарных науках при моделировании образовательных систем часто обсуждается «принцип культуросообразности». Настаивающие на его существовании специалисты тем самым стремятся подчеркнуть теснейшую связь образования с общими процессами, происходящими в различных сферах культуры. Важной характеристикой этой связи является то, что она двусторонняя: любые изменения в культуре автоматически приводят к изменениям образовательной среды, а изменения в образовании нередко весьма существенно влияют на течение общекультурных процессов. Современная культура, как полагают авторы, «мозаична». Эта культура уже не является в первую очередь продуктом университетского или школьного 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz