Труды КНЦ вып.6 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.2 3/2011(6))

2. Информационный компонент образовательной среды региона: законы государства, правила внутреннего распорядка, уставы учебных заведений или организации. 3. Пространственно-предметный компонент включает в себя пространственные условия и предметные средства, совокупность которых обеспечивает возможность требуемых пространственных действий и поведения субъектов образовательной среды. Это количественный показатель, отражающий число активных компонентов образовательной среды (внешкольных образовательных учреждений, образовательных проектов, программ, учебных теле каналов, сайтов, изданий и т.д.) на данной территории, приходящихся на единицу населения. Применяя понятие образовательной среды, авторы в большей степени делают акцент на анализе социальных взаимодействий внутри среды, то есть на социальном компоненте [Улановская, 2002; Хуторской, 2005]. Подобный подход характерен и для зарубежных исследований [Reid, Hopkins, 1987]. Понятие образовательной среды обычно используется в сочетании с наименованием элементов образовательной системы, по отношению к которым она конструируется. Это, прежде всего, 1) субъекты учебной деятельности (или агенты поля образования - если использовать категории П.Бурдье), полностью или частично вовлеченные в образовательную сферу (учителя, учащиеся, семьи, учреждения образования и не только образования и т.д.), а также 2) учебные действия и ситуации (урок), которые реализуются в известной среде. Так рассматриваются образовательная среда урока, образовательная среда школы (колледжа, вуза). Некоторые авторы допускают существование образовательной среды «улицы» (хотя и оценивают ее влияние заведомо со знаком минус). Так, например, Н.В.Щиголева выделяет следующие образовательные среды: внешкольная образовательная среда, массово-коммуникационная среда, семейная среда, культуросозидательная среда просветительских учреждений. Это педагогически неорганизованные среды, среды свободной жизнедеятельности [Щиголева, 2003]. Внешкольная образовательная среда представлена учреждениями дополнительного образования. Представляется, что называть эти общественные сферы «педагогически неорганизованными» не вполне корректно, поскольку институты СМИ, культпросвета, семьи, внешкольного образования и т.п. объективно выполняют образовательную и воспитательную функции, и, например, у соответствующих учреждений нередко эти функции записаны в регламентирующих их деятельность документах. Тем не менее указанный подход заслуживает внимания. Понятие образовательной среды при его расширенном (и более продуктивном, по нашему мнению) толковании может использоваться по отношению к любому социальному субъекту - будь то личность или группа, которые в каждом случае находятся в особых отношениях с системой образования данного общества и составляют ее специфический «фокус». В данном случае мы рассматриваем прежде всего образовательное окружение объекта и его взаимосвязи с этим окружением. Исторические ракурсы в изучении образовательной среды представляют социально-историческую и личностно ориентированную (биографическую) перспективу. Само понятие «образовательная среда» подчеркивает факт множественности воздействий на личность и объемлет широкий спектр факторов, определяющих воспитание, обучение и развитие личности. В жизни человека на разных ее этапах сосуществуют различные образовательные среды, образуя для каждого динамичное индивидуальное культурно-образовательное пространство. То же справедливо в отношении семей, локальных и прочих групп, учреждений и организаций и т.д. 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz