Труды КНЦ вып.6 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.2 3/2011(6))

Те же, кто живут в Кузомени постоянно, в этом не нуждаются, так как они уже находятся в пространстве дома, они его не покидали, и этот дом постоянно занимает их различными повседневными нуждами. Мы называем такое восприятие домашнего пространства синхронным. Разница в восприятиях между двумя группами коренится в том, как люди перемещаются по отношению к деревне. Существует своего рода контраст между относительно высокой мобильностью приезжающих на лето и статичностью интерьеров их домов, с одной стороны, и между относительно низкой мобильностью постоянных жителей и постоянно меняющимся интерьером их домов, с другой стороны. Таким образом, можно наблюдать своеобразное переплетение физической и символической мобильности и иммобильности в том, как приезжающие на время и постоянные жители воспринимают застроенную среду Кузомени. Похожие наблюдения встречаются в литературе, посвященной феномену дачных домов. Аронссон в своем исследовании привязанности к месту среди отпускников Смёгена, острова рядом с западным побережьем Швеции, предполагает, что «постоянные жители обладают фундаментальной культурной идентичностью того места, в котором они живут» [Aronsson, 2004: 83]. Отпускники же этого лишены. Аронссон объясняет это различием в образе жизни двух групп, при котором постоянные жители обладают низким уровнем мобильности, а отпускники, напротив, очень мобильны. Постоянные жители глубоко привязаны к своему дому, в то время как отпускники находятся в поиске такой привязанности. В данном контексте дачный дом в сельской местности предоставляет возможность осуществить эту цель. Приезжающие на лето имеют тенденцию придавать истории своего места физическую, осязаемую и фиксированную форму, примером чего являются вырезки из газет, выписки из архивных материалов и генеалогические древа. По контрасту с этим постоянным жителям достаточно образа или мечты. Ирина, проживающая в Кузомени постоянно, не раз говорила нам, что они с мужем любят представлять себе то, как Кузомень выглядела много лет назад, когда в деревне было больше домов и людей. Ирина говорит, что они мечтают о путешествии во времени, чтобы хоть одним глазком посмотреть на Кузомень в прошлом. Для местных жителей такого воображаемого взаимодействия с историей деревни достаточно, и они не нуждаются в каком-либо осязаемом материальном ее воплощении. Заключение В данной работе, мы рассмотрели центральную роль дома в жизни Кузомени. Мы ввели различие между синхронным и диахронным отношениями людей к домашнему пространству в зависимости от того, живут ли люди в деревне постоянно или только приезжают на время. В этом различии особенно важен временной аспект взаимоотношений жителей с деревней. Пережив разрыв с селом в результате своего отъезда в город в молодости, приезжающие на лето имеют тенденцию воспринимать домашнее пространство в исторической ретроспективе и в связи с этим проявляют диахронное отношение к своим домам. В то же время постоянные жители, прожившие в селе большую часть своей жизни, более укоренены в настоящем и поэтому проявляют синхронное отношение к своим домам. Несмотря на то, что в данной статье до сих пор шла речь о приезжающих на лето и постоянных жителях, мы бы хотели в заключение сказать несколько слов о более общем различии в восприятии домов между местными жителями и приезжими. Мы предполагаем, что то, как люди воспринимают застроенную среду Кузомени, связано также с мнением людей о будущем села. 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz