Труды КНЦ вып.6 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.2 3/2011(6))

нежели географическое название, в связи с чем оно не встречается на современных топографических картах. По мере того, как волны переселенцев заселяли Беломорское побережье в разные исторические периоды, оно оказалось поделенным на несколько частей, или берегов, каждый из которых получил свое название. Жителей берегов Белого моря традиционно называют поморами. Административно все села Терского берега относятся к Терскому району с центром в поселке Умба. На январь 2009 г. в селе Кузомень было зарегистрировано 80 человек постоянного населени я4 . Впрочем, данная цифра не соответствует реальному количеству проживающих в деревне людей. Например, в сезон летних отпусков количество жителей увеличивается более чем вдвое. Дело в том, что те, кто в массовом порядке уезжали из села в город во второй половине двадцатого века, с конца восьмидесятых годов начали возвращаться в село на летний период. В более удаленных селах Терского района, куда невозможно добраться неспециализированным автотранспортом, подобная сезонность динамики населения выражена еще сильнее. Е.Я.Пация и И.А.Разумова в своей работе о современных социальных проблемах терского села Чаваньга - типичной «отдаленки» в этой связи отмечают, что в данном случае «мы имеем дело не столько с внутренней миграцией в собственном смысле слова, сколько с переходом к новому образу жизни», когда значительная часть сельчан летом живет в родном селе, а на зимний период переезжает в районный центр - Умбу или в города области [Пация, Разумова, 2007: 49]. Дома жителей играют центральную роль в жизни села Кузомень. В данной статье мы вначале говорим о значении дома в селе через призму следующих аспектов: ориентация в пространстве, определение размеров и процесс запоминания. Затем рассматриваем восприятие домашнего пространства постоянными жителями села и приезжающими на лето. Предполагается, что люди, которые приезжают в село только на лето, имеют тенденцию относиться к своим домам как к музеям. Они консервируют в домах традиции и культуру, в то время как постоянные жители следуют текущему распорядку вещей и привычек. Отношение к домашнему пространству первой группы людей мы называем диахронным , а второй синхронным . Приезжающие на лето гораздо более активны в сборе и формализации исторической информации о деревне, а также своих родословных. Предполагается, что эта деятельность служит для них компенсацией за разрыв с местом, которое они когда-то покинули. В то же время постоянные жители в этом не нуждаются, так как вовлечены в пространство места беспрерывно. Темы, которые затрагиваются в данной статье, могут быть включены в обширный контекст антропологической проблематики, связанной с восприятием пространства, ролью жилища и вещей в повседневных культурных практиках. В отечественной классической и современной этнографической науке этим направлениям традиционно уделялось большое внимание [Байбурин, 1983, 1989; Зеленин, 1991; Лелеко, 2002; Сулейманова, 2010; Пермиловская, 2011 и мн. др.]. В то же время эти глобальные вопросы рассматриваются в данной статье на сугубо локальном уровне. Автор не ставит перед собой задачи подробного обзора основных подходов, останавливаясь лишь на ряде последних антропологических работ, которые касаются сферы восприятия застроенного пространства. Обзор литературы в следующем разделе опирается в основном на англоязычные академические источники, посвященные изучению понятия built environment. В русском языке нет прямого аналога данному выражению. Дословный перевод звучит как «застроенная среда». Built environment включает все постройки, созданные человеком. 4Эту информацию нам сообщили по телефону представители сельской администрации. 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz