Труды КНЦ вып.6 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.2 3/2011(6))

всеобщего благосостояния, ни для стран, находящихся или уже переживших транзитивный период, и остается актуальной. Представляется, что вопросы эффективности социальной политики можно рассматривать, оценивая изменения динамики этой эффективности. Поэтому проведенное исследование по оценке и поиску путей повышения эффективности социально-экономической политики в отношении населения, прежде всего, учитывало основные тенденции и динамику изменений. В качестве исследуемого региона была взята Мурманская область, где инвалидность населения характеризуется определенной спецификой [Каспарьян, 2008]. Анализируя функционирование региональной социально-экономической подсистемы социальной защиты людей с инвалидностью, представляется обоснованным рассматривать содержание понятия эффективности в аспектах двух ее составляющих - экономической и социальной. Соответственно, необходимо оценить экономическую и социальную эффективность функционирования региональной социально-экономической подсистемы. П ри этом экономическая эффективность должна прямо характеризовать соотношение результатов и затрат, необходимых для их достижения, а социальная - степень достижения определенных социальных параметров. Экономическая эффективность функционирования региональной подсистемы социальной защиты людей с инвалидностью может быть оценена, по крайней мере, с применением трех подходов. 1. Классический эконом ический анализ эффективности по формуле «результат/затраты» (с учетом динамики изменений этого показателя (объективная оценка)). 2. Экспертная оценка на основе субъективного опыта и знаний о результатах проводимых в регионе мероприятий по поддержке лиц с инвалидностью. 3. Анализ соответствия мер реализуемой в регионе социальной поли ти ки , адресованной инвалидам, целям и задачам, продекларированным в федеральном законодательстве и разработанной дол госрочной Стратегии социально-экономического развития региона до 2025 г. Социальная эффективность ф ункционирования региональной подсистемы социальной защиты людей с инвалидностью , согласно действующ ему законодательству, должна определяться по критериям достижения заданных в целевых региональны х программах показателей и и х динамики. О тметим особо, что сущ ественную сложность в этом направлении представляет вопрос обоснованности эти х показателей. Рассматриваемые в единстве категории эконом ической и социальной эффективности образую т понятие социально-экономической эффективности. В макроэкономике экономическая эффективность может рассматриваться и ка к отношение прироста внутреннего валового продукта (ВВП ) к стоимости затраченных ресурсов. Этот показатель можно использовать и для характеристики эффективности ф ункционирования различны х региональны х эконом ических подсистем , для чего необходимо соотнести показатели ВРП и эконом ическо го эффекта деятельности подсистемы , а для определения тенденций - проследить динам ику этого соотнош ения во времени. Оценить эффективность социальной политики в отношении инвалидов представляется возможным на основании соотнесения ущерба от инвалидизации населения региона (упущенная выгода в производстве ВРП по причине выхода на инвалидность) и затрат на реализацию мер социальной политики в отношении этой 130

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz