Труды КНЦ вып.6 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.2 3/2011(6))
и изучают кильдинский диалект. Письменного варианта разработано не было. Л ингвист Г .М . Керт особенно много работ посвятил именно этому диалекту. В своих записях и публикациях он использовал латинскую графику [Керт, 2009: 82-172]. Национальный ком понент лиш ь иногда используется для проведения уроков, посвящ енных культуре и истории саами. Преподавание саамского языка осуществляется в ш коле-интернате и в профессиональном училищ е № 26 в с.Ловозеро на ф акультативных занятиях. В Ловозерском национально-культурном центре проходят занятия по саамской культуре и язы ку с гр уп п ой дош кольников. Ассоциация ко л ьс ки х саамов (А К С ) и Общественная организация саамов М урм анской области (ООСМ О ) осущ ествляю т прое кт по ведению курсов саамского языка в г.М урм анске (детская гр уппа ), с. Лопарская (взрослая гр уппа ), п.Ревда (детская гр уппа ), с.Ловозеро (взрослая гр уппа ), п.Ё на (смешанная гр уппа ). Семейно-родственные связи Для формирования идентичности саами важнейшую роль играет система родственных отношений. Родственные социальные сети являются для кольских саами серьезной основой, поддерживающей этническое самосознание. М ногие саами занимаются составлением своих генеалогических схем, собирают сведения о своих ж ивущ их и ж ивш их родственниках. Постоянно выясняют степень родства между собой. Некоторые общины созданы на родственной основе, что также выполняют функцию восстановления семейных ценностей. Большое значение для этих социальных сетей имеет также то, из какого сыййта (погоста) происходит человек. По признаку происхождения люди объединяются в землячества. К а к реалии культурной и социальной жизни сегодня существуют Чудзъяврское, Вороненское, Варзинское землячества, проект «Культура сколт-саамов без границ». Традиционные знания Саами являются прямыми потом ками первы х людей, заселивших С кандинавию и К ол ьский полуостров. За минувш ие века сложилось отношение к земле, ко тор ую люди освоили. Сложился образ ж и зни и хозяйства, духовные ориентиры и связи. Хозяйство, включавшее и охоту, и рыболовство, и оленеводство и другие виды деятельности, обеспечивавшие людей едой, одеждой, инвентарем , и заработком. Традиционная жизнь на земле долго не разделялась на специализированные отрасли. Сегодня этот образ жизни с его взаимоотношением принято называть традиционными знаниями. Под этим обычно понимается информация, об окружающем мире и жизни в нем, которая передавалась из поколения в поколение. Эта информация охватывает различные стороны жизни - традиционные промыслы, сакральные знания и священные места, народную медицину и места обитания растений, рукоделие и его специфические техноло гии и навы ки, знание местности и локальные названия географ ических объектов. Возрождение эти х знаний и передача и х следующ им поколениям является передачей знаний о своей земле и способов ж и зни на ней. Праздники и игры Немаловажным направлением деятельности, развиваемым региональным правительством, является организация праздников коренных малочисленных народов Севера. Традиционно в с.Ловозеро Национальный культурный центр проводит праздники, которые имеют этническую окраску. В целом для праздников характерны такие пункты программы, ка к выступление фольклорных коллективов, проведение традиционных спортивных соревнований, торговля изделиями народных промыслов. 123
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz