Труды КНЦ вып.6 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.2 3/2011(6))
что тесные связи с саами Н орве гии во м ногом определяют симпатии некоторы х саами к лю теранской церкви. В регионе существуют общества пятидесятников, неопятидесятников и свидетелей Иеговы. Серьезного влияния на саамское сообщество они не оказывают. Особо следует остановиться на возрождении язычества. Саами были крещены в X V I в., но традиционные верования довольно медленно теряли свою роль 4. Человек, занимавшийся духовными практиками в традиционном язычестве саами, - «нойд», согласно литературе X IX в., осуществлял функции лекаря, знахаря, предсказателя, колдуна. Его практику скорее можно назвать ритуалом, чем камланием. М .А .Кастрен отмечал, что у восточных саами не было рукотворных идолов [Кастрен, 1860: 89]. П о данным информаторов, последний та кой нойд был в 1980-х гг. Традиций передачи ш аманского дара, специальных знаний сегодня не существует. Тем не менее встречаются еще некоторые ритуалы, связанные с приношениями земле и воде, с возведением любого строения, плодовитостью оленей, удачей на охоте и рыбалке, а также с жизненным циклом и оберегами. Священное место и объект саами называют сейдом. Исключительное значение некоторых природных объектов закрепилось в топонимии. Так, на Кольском полуострове есть девять озер с названием Сейдозеро (Сейтяввр). Особое значение имеют одинокие камни, имеющие антропоморфные очертания, и большие валуны, стоящие на нескольких маленьких камнях. Согласно верованиям, бытовавшим ранее у саами, сейд был вместилищем того или иного духа. Д ух являлся объектом поклонения и адресом жертвоприношения. Сегодня некоторые люди также иногда приносят сейдам в жертву оленьи рога или монеты. Такие приношения специально возрождаются отдельными людьми. Еще в 1990-е годы одним из хореограф ических сюжетов танцевальных коллективов стало камлание шамана. Сегодня можно наблюдать сильный всплеск неоязычества, которое претендует на обращение к традициям . Н есколько человек, в той или иной форме заявляют о том , что являются нойдами. Костер единения - ритуал, возникш ий в 1990-х гг., стал официальной частью программы на праздниках КМ Н С в М урм анской области. Сама автор и исполнительница это го ритуала признается, что ее ритуалы не носят н и ка ко го религиозного характера, а «просто исполняю тся, чтобы показать людям отношение предков к природе». П ри этом она определяет себя ка к шамана, но та ко го , которы й оценивает свои навы ки кри тиче ски , с научны х позиций. М ож но выделить несколько факторов, повлиявш их на появление волны неоязычества: 1. В М урм анской области наблюдается рост саамского движения и самосознания. Некоторые участники этого движения видят в язычестве обретение духовной основы для возрождения традиционной культуры . 2. Все большую роль в экономике и жизни саами играет туризм. Огромный интерес у туристов вызывает именно язычество саами. Этот спрос и создает необходимость выдавать такой продукт. 3. Интерес к традиционным верованиям и мистическим практикам активно развивается во всем мире. В Скандинавии это обрело характер интереса к язычеству и стало порождать неоязычество. Некоторые активисты саами принимают участие в семинарах и тренингах, связанных с этими процессами в Скандинавии. 4О ходе процесса христианизации саами см. работы: [R idving, 1996; Кучинский, 1998]. 121
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz