Труды КНЦ вып.5 (ЭНЕРГЕТИКА вып.3 2/2011(5))

Окончание таблицы 7 1 2 3 4 5 6 7 8 ОПН ВР Г М Яопн 0 Ом Яопн =10 Ом R рвмг 0 Ом R рвмг 10 Ом Тф, мкс Ак , Тф, мкс 1м, кА тф, мкс Ак , Тф, мкс 1м, кА ир П ударе молнии в ВЛ на расстоянии 70 м от ТН 0.481 2.54 0.481 2.50 0.484 2.03 0.484 2.18 0.962 3.57 0.962 3.43 0.967 2.71 0.967 2.81 1.44 5.28 1.44 5.08 1.45 3.8 1.45 3.94 1.92 7.06 1.92 6.77 1.93 4.94 1.93 4.47 2.41 8.85 2.41 8.43 2.42 4.74 2.42 4.21 2.89 10.6 2.89 10.1 2.9 5.34 2.9 4.6 3.37 12.4 3.37 11.8 3.39 6.21 3.39 5.25 3.85 14 3.85 13.5 3.87 5.96 3.87 5 ПРИМЕЧАНИЕ. Яопн и Ярвмг - сопротивление заземления ОПН и РВМГ соответственно, Тф- длина фронта, 1м - амплитуда тока молнии. Из табл.7 видно, что наименьшая амплитуда тока молнии, опасная для автотрансформатора, примерно линейно зависит от длины фронта. Так, для ОПН с сопротивлением заземления 10 Ом при длине фронта 0.5 мкс амплитуда равна 2.5 кА, а при 3.5 мкс - 12 кА. Также видно, что наименьшая амплитуда тока молнии схемы с использованием ОПН больше в среднем на 35%, чем амплитуда тока молнии схемы с РВМГ. Это говорит о том, что ОПН при прочих равных условиях лучше ограничивает перенапряжения, чем РВМГ. Учёт локального сопротивления заземления защитных аппаратов, как и ожидалось, приводит к снижению их защитных характеристик: для ОПН - на 11%, для РВМГ - на 6.5%. Анализ грозоупорности ОРУ 330 кВ ПС-204 был проведён также с помощью программного комплекса Minsk. Весь анализ был выполнен для автотрансформатора (узел 11 схемы на рис.3). Было рассмотрено 5 вариантов грозозащитных мероприятий. Первый вариант - у автотрансформатора установлен ОПН. Сопротивление заземления нулевое. По формуле Лоханина находим ^ доп: Uдоп П ^ П В - ° .5и 'раб.ф) . В соответствии с ГОСТ 1516.3-96 нормированное испытательное напряжение полного грозового импульса для схемы с применением ОПН составляет 330 кВ, для класса напряжения 950 кВ. Тогда допустимое напряжение для автотрансформатора составит 900 кВ. Второй вариант отличается от первого тем, что сопротивление заземления ОПН принято равным 10 Ом. Третий вариант - у автотрансформатора установлен РВМГ. Соответственно, учитывая, что по ГОСТ 1516.3-96 нормированное испытательное напряжение полного грозового импульса для схемы с применением вентильного разрядника составляет для класса напряжения 330 кВ - 1050 кВ, получим допустимое напряжение для автотрансформатора 1000 кВ. Сопротивление заземления равно нулю. Четвертый вариант отличается от третьего тем, что сопротивление заземления РВ принято равным 10 Ом. 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz