Труды КНЦ вып.5 (ЭНЕРГЕТИКА вып.3 2/2011(5))

При реализации любой из этих моделей на объектах бюджетной сферы могут возникнуть следующие проблемы: • отсутствие единой характеристики эффективности зданий (кроме набора СНИПов, которые являются лишь строительными нормами и не отвечают целям контроля энергоэффективности зданий); • муниципальные гарантии или обязательства по поддержке муниципального контракта; • «удержание» сэкономленных средств на оплату услуг ЭСКО (ведь доход ЭСКО - стимул к экономии формируется как разница между ценой контракта и фактическим потреблением энергоресурсов зданиями); • заключение контракта с изменяемой стоимостью и «гарантия» в бюджете платежей ЭСКО за будущую экономию (которая может варьироваться); • принятие долгосрочной программы энергоэффективности с бюджетированием средств на оплату энергоресурсов. Соинвестором может выступить федеральный бюджет, возможно используя Стабилизационный фонд, поскольку он пополняется как раз за счет экспорта первичных ресурсов. При этом для реализации принципа софинансирования может быть использована модель, аналогичная апробированной модели Федерального закона № 185-Ф З , т.е. через Фонд реформирования ЖКХ, с ежегодно увеличивавшейся долей участия собственников - потребителей энергоресурсов. Возможно также использование средств региональных и местных бюджетов (на объекты бюджетной сферы) с привлечением целевых бюджетных кредитов из бюджетов вышестоящих уровней и получение кредитов от зарубежных организаций, содействующих решению проблем энергоэффективности в России (например, NEFCO, IFC, EBRD). Привлечение иностранных инвесторов, в частности NEFCO, осуществляющей финансирование энергосберегающих проектов под 3% годовых в интересах стран Северного региона, осложняется тем, что муниципальные образования обычно не имеют возможности выступать в качестве заемщика. В соответствии с п. 2 статьи 103 Бюджетного кодекса РФ государственные и муниципальные внутренние заимствования осуществляются только в целях финансирования дефицитов соответствующих бюджетов, а также для погашения долговых обязательств. Таким образом, Бюджетный кодекс РФ не позволяет взять муниципалитету целевой кредит, в том числе на цели энергосбережения. Вместе с тем, оформление гарантии городским бюджетом фактически решает эту проблему (кредитоспособности заемщика). При реализации любой из этих моделей в жилищном секторе на многоквартирных жилых домах (МКД) решать проблемы предлагается следующим образом: • использование крупных управляющих компаний в качестве ЭСКО; • развитие кредитных линий через территориальные кредитные организации (банки-партнеры); • разработка соответствующей законодательной и нормативной базы, позволяющей участвовать в энергосервисе ТСЖ, небольшим управляющим компаниям и отдельным жильцам; • соответствующая государственная поддержка (в т.ч. софинансирование). *Федеральный закон РФ от 21.07.07 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». 192

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz