Труды КНЦ вып.5 (ЭНЕРГЕТИКА вып.3 2/2011(5))

В данной схеме возможно также подключение части нагрузки, включаемой на линейное напряжение, непосредственно к обмоткам трансформатора (потребители типа Н-3). Такими потребителями, как показано на рис.2, могут быть трансформаторы 6-10/0.4 кВ, имеющие соединенные в треугольник обмотки ВН. Для реализации указанных соединений необходимо вывести на крышки баков трансформаторов начала и концы фазных обмоток. В случае применения трансформаторов с расщепленными обмотками соответствующие фазные обмотки следует соединять внутри бака параллельно. Нормальные режимы в данной системе электроснабжения не отличаются от обычных, поскольку ТОУ здесь обеспечивает параллельную работу секций сборных шин. Эффект глубокого ограничения аварийных токов при КЗ в распределительной сети (например, точка К1) обусловлен резким увеличением сопротивления цепи с ТОУ, что вынуждает токи КЗ замыкаться через нагрузку неаварийной секции СЭ. В рассматриваемой схеме могут использоваться ТОУ любого известного типа. На рис.2 изображено рассмотренное в статье А.В.Веселова с соавторами [3] реакторно-диодное ТОУ. Возможно, в принципе, применение и ТОУ простейшего типа - линейных токоограничивающих реакторов. Затраты на ТОУ зависят от требуемой проходной мощности цепи, а последняя определяется величинами токов, которые протекают через ТОУ в нормальном режиме. Анализ векторных диаграмм токов в цепи с ТОУ в нормальных режимах при возможных сочетаниях мощностей нагрузок на секциях показал, что наибольшая величина тока составляет 29% от номинального (линейного) тока трансформатора на стороне НН. Относительно небольшая величина тока (проходной мощности) ТОУ обусловлена принятым принципом разнесения нагрузок на две секции шин. В работе А.И.Баташова [4] была исследована возможность снижения тока через ТОУ за счет рационального размещения и регулирования конденсаторных батарей (КБ), устанавливаемых для компенсации реактивной мощности. Их использование в соответствии с полученными законами регулирования позволяет практически вдвое снизить требуемую проходную мощность ТОУ при одновременном достижении эффекта полной компенсации реактивной мощности нагрузки и разгрузки от реактивных токов питающего трансформатора. В режиме КЗ в схеме (рис.2) срабатывание ТОУ с характеристикой, обеспечивающей разрыв соответствующих цепей, вызывает изменение схемы соединения обмоток трансформатора. Так, при трехфазном КЗ в точке К1 в цепь КЗ последовательно включаются фазные обмотки трансформатора с линейными напряжениями на их зажимах и большое сопротивление нагрузки Н-2 другой секции. Несмотря на увеличение в V3 раз ЭДС в цепи КЗ, аварийные токи при этом, как показали исследования, не превышают 10% от токов КЗ в случае установки вместо ТОУ закороток, когда схема СЭ по своим свойствам становится эквивалентной схемам, представленным на рис.1а,б. Однако столь глубокое ограничение тока КЗ на практике не всегда необходимое, сопровождается повышением в момент аварии напряжения на неаварийной секции почти в у[3 раз. Поэтому целесообразно использование компромиссных решений, направленных на уменьшение перенапряжений и длительности существования аварийного режима. 181

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz