Труды КНЦ вып.4 (ЭНЕРГЕТИКА вып.2.1/2011(4))
пределах 0.9-5.4%. Из зависимостей для различных СД следует, что чем ниже номинальная мощность и число оборотов СД, тем выше потери AP q в двигателе на генерацию реактивной мощности. Так, для быстроходных мощных СД при Qc^ =QСд HOM характерны apq соотношения — — < 1.5%. Для явнополюсных двигателей (n<3000 об/мин), Q сд apq в особенности малой мощности РС д НОМ < 1000 кВт характерно — — > 1.5%. Q сд Привлечение СД к генерации реактивной мощности требует проведения относительно несложных организационно-технических мероприятий, включающих некоторые добавления в схемы регуляторов систем возбуждения СД. Необходима схема дистанционного изменения тока возбуждения СД, причем эти изменения могут проводиться персоналом вручную или автоматически при установке контактных часов для гарантированной выдачи Q ^ в часы максимума энергосистемы. Полученные в данном разделе результаты об эффективности привлечения СД к КРМ несколько противоречат сложившимся ранее представлениям об этом вопросе. Это обусловлено следующими обстоятельствами. В литературе и нормативно-технических документах экономичность генерирования от СД реактивной мощности обосновывалась снижением результирующих активных потерь мощности как в самом СД, так и, главное, в питающей сети - из-за ее разгрузки от реактивных токов. В теории КРМ затраты на оплату реактивной мощности и энергии не учитывались. В рассмотренном подходе к определению эффективности СД учитывается, что ущербы в питающей сети из-за повышенных потерь уже косвенно отражены в тарифах оплаты энергии, а экономический эффект для предприятия выражается величиной конкретного изменения оплаты электроэнергии после внедрения мероприятий по КРМ. Отметим также, что рассматриваемый эффект во многом зависит от политики ценообразования, вернее от соотношения цен на активную и реактивную составляющие энергии. При существующей тенденции введения платы за реактивную энергию эффективность привлечения СД к генерации реактивной мощности значительно возрастает. Таким образом, разработана методика расчета располагаемой реактивной мощности СД при их работе в режиме перевозбуждения и оценки технико экономической целесообразности привлечения высоковольтных СД к КРМ. Достоверность аналитических расчетов подтверждена результатами ранее проведенных экспериментальных исследований с участием сотрудников ЦФТПЭС на действующем СД мощностью 17.5 МВт. Расчеты по данной методике показали, что при работе в режиме перевозбуждения мощных синхронных турбодвигателей (мощностью до 10 МВт и частотой вращения 3000 об/мин.) комбината «Североникель» практически без затрат обеспечивается выдача реактивной мощности порядка 40 МВ-Ар, что позволяет разгрузить питающую высоковольтную сеть от излишних перетоков мощности и существенно повысить качество электроэнергии. 141
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz