Труды КНЦ вып.3 (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ вып.1 3/2010(3))
Применение метода в кадровом менеджменте Построенную модель можно отобразить на раз личные отрасли: кадровый менеджмент, медицина, экономика. Если для медицины это может быть по иск наиболее близкого препарата к данному, учиты вая различные критерии: состав (даже если действие препарата одинаково, состав может иметь значе ние - аллергия на вещество), цена, производитель и т.д. То для кадрового менеджмента - поиск или под готовка специалиста с учетом дефицита кадров дан ного вида на рынке труда в регионе. Более подробно рассмотрим данную архитектуру на примере кадрового менеджмента. На первом этапе необходимо объединить все специальности по груп пам «схожести», по направлениям - гуманитарные специальности, естественно-научные и т. д. Сформи рованные объединения зададут множества в преде лах, в которых мы будем искать подобную «эталон ной» специальность; поиск в соседних множествах также возможен, однако специальности, включенные в них, априори менее схожи, чем специальности из одного и того же множества. Кроме того, в специ альностях, среди которых происходит поиск, следует выделить дисциплины, входящие в ОПФ и СД как наиболее ключевые для данной профессии. В подходе предлагается строить граф-схему ГО- Сов не двух сравниваемых специальностей, а только одной, состоящей из дисциплин «эталонной» специ альности. Построение производится по следующему принципу: на самом нижнем уровне (листья) распо лагаются те предметы, которые служат базой для вышестоящих дисциплин. Определим зависимости между предметами - межпредметные связи. Каждому элементу уровня присваивается вес, равный сумме весов смежных с ним элементов предыдущего (ни жестоящего) уровня плюс один (дополнительный ранг за уровень). Логика построения такого ранжи рования основана на том, что, зная наиболее слож ный предмет, специалист знает и предметы, которые располагаются уровнем ниже в той же ветке в тре буемом объеме. Таким образом, установленный вес для каждого элемента отображает количество пред метов, теоретически уже изученных претендентом на переобучение. Важно отметить, что ранжировать необходимо только «эталонную» специальность; иначе возможны ошибки при определении межпред метных связей (в одной дисциплине эксперт опреде ляет зависимость диф. уравнения -> ур. мат. физики, в другой ур.мат.физики -> диф. уравнения), что в конечном итоге приведет к неудовлетворительному конечному результату. Следующий этап отбора «кандидата» состоит в том, чтобы отсечь избыток информации. Для этого предлагается рассматривать только ОПД и СД феде рального компонента; остальные дисциплины имеет смысл рассматривать, если анализ ОПФ и СД не вы явил совпадений или они не существенны. Поиск наиболее близкой специальности происхо дит по построенному графу в пределах специально стей, принадлежащих одному множеству (одному направлению): необходимо произвести сравнение дисциплин, входящих в эталонную специальность, и дисциплин кандидата. Анализ осуществляется по принципу «сверху вниз», учитывая следующее усло вие: если предмет в графе «эталонной» специально сти найден в ОПД или СД кандидата, то предметы, стоящие уровнем ниже в той же ветке, не рассматри ваются. В случае обнаружения совпадений дисцип лине в специальности-кандидате присваивается тот же вес, что и у дисциплины в «эталонном» графе. Произведя, таким образом, анализ представленных графов и учитывая сумму весов предметов по каж дому их них, получим числовой показатель сходства. Наибольший показатель укажет на ближайшую спе циальность. Таким образом, получаем ранжирование сравниваемых специальностей по мере их сходства с эталонной. Для успешного построения граф-схемы специ альности необходимо определить межпредметные связи дисциплин [3,4]. Выявление этих связей произ водится экспертным методом. Однако в этом случае значительную роль в построении графа играет «че ловеческий» фактор - возможность допущения ошибки экспертом. Так как граф строится однократ но, а затем служит основой для принятия дальней ших решений, то даже незначительные погрешности и ошибки, допущенные на начальном этапе, могут впоследствии привести к неудовлетворительному результату. Для повышения точности ранжирования можно привлекать нескольких экспертов. В качестве одного из критериев проверки правильности постро енного ранжирования может послужить то, что предметы, входящие в ОПФ и СД, как правило, на ходятся вверху дерева и имеют наибольшие ранги. Таким образом, рассматривая любую специальность, можно говорить о некоторой степени сходства с «эталонной» специальностью, частичном или пол ном совпадении по ключевым показателям («одно направленные», совпадение ОПД и СД). С помощью полученного графа построим матри цу логических связей учебных элементов, отноше ний их очередности и последовательности изучения и определим с ее помощью близость специальности- кандидата к эталонной. Матрица отношений очередности - матрица, по казывающая, в какой последовательности должны изучаться учебные элементы (дисциплины). Матрица является квадратной. Размер равен количеству учеб ных элементов. Строки и столбцы нумеруются в со ответствии с номерами учебных элементов (или впи сываются названия дисциплин). Далее выполняется построчное заполнение ячеек матриц нулями и еди ницами. При заполнении ячеек матрицы отношений очередности анализируют отношение очередности между двумя учебными элементами. 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz