Труды КНЦ вып.3 (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ вып.1 3/2010(3))
6 Й 1 ММ мучных н уд и 2011 СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ СТРУКТУРНОЙ ДИНАМИКОЙ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК ВИРТУАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ* 1 О Б.В. Соколов1, А.Я. Фридман, О.В. Фридман, Е.Г. Цивирко 2 Современный рынок характеризуется ориентаци ей на полное удовлетворение потребностей клиентов и индивидуализацией продуктов, глобализацией и интеграцией бизнеса, сокращением времени внедре ния инноваций и жизненного цикла изделий, инфор матизацией. Это приводит к развитию интегриро ванных производственных и логистических систем, адекватных динамике современного рынка и постро енных на принципах стратегического взаимодейст вия, специализации и кооперации с использованием информационных технологий. В подобных условиях на рынке конкурируют уже не столько отдельные предприятия, сколько продукты или услуги, как следствие, конкуренция перемещается из сферы предприятий в сферу логистических цепей (supply chains), производящих продукцию и предлагающих ее на рынке [13]. Логистическую цепь (ЛЦ) можно определить как совокупность последовательно вы полняемых различными предприятиями производст венных и логистических бизнес-процессов (ПЛБП) для изготовления и реализации конечного продукта или услуги. Основная идея концепции SCM (Supply Chain Management - управление логистическими цепями) заключается в интеграции всех участников процесса создания конечного продукта (в западной терминологии - процесса создания стоимости) в единую цепь на основании отношений «поставщик- потребитель». SCM - это системный подход к интег рированному планированию и управлению всем по током информации, материалов и услуг от постав щиков сырья через предприятия и склады до конеч ного потребителя. Учитывая сложность и комплекс ность бизнес-процессов в ЛЦ, а также ключевую роль координации и взаимодействия в концепции SCM, важной составной частью идеологии управле ния ЛЦ является информационная поддержка в виде интегрированных систем управления классов ERP, APS, MES и SCM, а также Интернет-технологий B-2- B, E-Commerce, C-Commerce. Модель ПЛБП, представленная в [ 8 ], может быть расширена на задачу комплексного планирования в пространственно распределенной системе реальных предприятий с целью создания виртуальных "Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 09-07-00066), Отделения нанотехнологий и информационных технологий РАН (проект 2.З в рамках текущей Программы фундаментальных научных исследований) и Президиума РАН (проект 4.3 Программы №3). ^-Петербургский Институт информатики и автоматизации РАН. 2Администрация, г. С-Петербург. предприятий (ВП) [7]. Эта задача рассматривается в классе задач управления структурной динамикой ПЛБП и требует многокритериальной оптимизации производительности ПЛБП, а также перераспределе ния функций управления ПЛБП между вершинами продукционной сети. Виртуальное предприятие - это динамическая открытая бизнес-система (рис.), по строенная на основе интернет-технологий и техноло гических ресурсов (компетенций), временно объеди ненных на принципах кооперации в рамках единого информационного (виртуального) пространства и принадлежащих автономным экономическим аген там (реальным предприятиям) [1]. На основании кооперации, координации и оперативного распреде ления этих ресурсов предприятия способны произ водить конечный продукт или услугу. Основное предназначение виртуальных предприятий состоит во временном совместном динамическом использо вании определенным кругом физических и юридиче ских лиц части своих ресурсов с целью получения прибыли от реализации общей задачи. Обобщенное описание структуры виртуального предприятия Состояние исследований рассматриваемой проблемы К основным тенденциям развития концепции SCM относятся стандартизация, виртуализация и интеллектуализация. В настоящее время происходит эволюция ЛЦ с уровня «обычной» системы (для которой структура и характер взаимодействий между предприятиями яв ляются статическими) до уровня «интеллектуаль ной» (где эти структуры и взаимодействия являются динамическими). 80
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz