Труды КНЦ вып.3 (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ вып.1 3/2010(3))
Наиболее общее определение для Mesh-сети зву чит как: «Mesh - сетевая топология, в которой уст ройства объединяются многочисленными (часто из быточными) соединениями, вводимыми по стратеги ческим соображениям» [2]. Несмотря на созвучие наименования технологии с полносвязной топологи ей сетей (mesh-топологией), Mesh-сети не обязатель но являются полносвязными. Сеть можно предста вить в виде узлов, которые не только предоставляют возможность связи с сетью, но и выполняют функ ции маршрутизаторов/ретрансляторов для других узлов этой же сети. Благодаря этому появляется воз можность создания самоустанавливающейся и само- восстанавливающейся сети. Mesh-сети строятся как совокупность кластеров. Территория покрытия раз деляется на зоны, число которых теоретически не ограничено. В зависимости от конкретного решения узлы сети могут выступать в роли ретранслятора (транспортный канал) либо ретранслятора и або нентской точки доступа. Если рассматривать существующие реализации Mesh-сетей, то можно заключить, что отличительной особенностью технологии Mesh от других техноло гий динамических сетей является пространственная стационарность узлов сети. Это существенно упро щает решение задачи маршрутизации потоков дан ных, поскольку динамика структуры сети проявляет ся лишь в том, что узлы могут выходить из состава сети, что приводит к терминированию проходящих через них маршрутов. Статичность узлов Mesh-сети обусловливает ограниченное для отдельно взятого узла число соседей и, тем самым, позволяет форми ровать и хранить на узлах полную топологию сети или ее отдельные фрагменты. Это обстоятельство позволяет реализовывать в Mesh-сетях довольно изощренные алгоритмы маршрутизации, в том числе - использование для передачи данных нескольких параллельных маршрутов одновременно [3]. В неко торых реализациях Mesh-сетей используются специ альные протоколы, позволяющие каждому узлу соз давать таблицы абонентов сети с контролем состоя ния транспортного канала и поддержкой динамиче ской маршрутизации трафика по оптимальному маршруту. При отказе какого-либо из узлов, проис ходит автоматическое перенаправление трафика по другому маршруту, что гарантирует не просто дос тавку трафика адресату, а доставку за минимальное время. Следует отметить, что большинство реализаций Mesh-сетей предполагают разделение узлов на две категории: хост (или абонентские) узлы и узлы- ретрансляторы. Последние, как правило, совмещают функции узлов обоих типов. Такое разделение функ ций в определенной степени дистанцирует Mesh-сети от полностью одноранговых коммуникационных систем. Узлы, выполняющие роль ретрансляторов, образуют своеобразное ядро сети, от которого пол ностью зависит работоспособность коммуникацион ной среды в целом. В отличие от Mesh-сетей, мобильные ad-hoc сети, которые принято относить к категории MANET (mobile ad-hoc network), строятся на базе переме щающихся в пространстве узлов. Каждый узел такой сети должен играть роль как хоста, так и маршрути затора. При этом, вследствие динамичности структу ры сети, следующей из мобильности и негарантиро ванной доступности узлов, вопрос выбора маршру тов доставки данных в таких сетях становится перво степенным. Одним из наиболее активно развивающихся на правлений применения сетей класса MANET явля ются сети на базе движущихся транспортных средств. Такие сети получили название «Vehicular Ad Hoc Networks» или «VANET». VANET объединяет в единую сеть множество перемещающихся автомоби лей или иных транспортных средств. Каждое участ вующее в сети транспортное средство играет роль как хоста, так и маршрутизатора, обеспечивающего подключение к сети других узлов, находящихся в радиусе 100-300 метров. Транспортные средства мо гут свободно выходить из сети (в том числе - из за перемещения за пределы радиуса действия приемо передающих устройств), но за счет постоянного по явления новых узлов и их высокой плотности на тер ритории (как правило - это некоторая транспортная магистраль) сеть не теряет связности. Первыми при менениями сетей VANET были сети полицейских и пожарных автотранспортных средств, взаимодейст вующих друг с другом во время чрезвычайных си туаций [4]. Разновидностью сетей VANET являются интел лектуальные ad-hoc сети на базе мобильных узлов - Intelligent vehicular ad hoc networks. Такие сети ис пользуются для определение взаимного территори ального расположения транспортных средств, на основании которого появляется возможность, на пример, более эффективно планировать и регулиро вать дорожный трафик [5]. В качестве примера сети MANET общего назна чения можно привести проект шведской компании TerraNet AB. Технология TerraNet предназначена для формирования распределенных сетей мобильной связи на территориях, находящихся вне зон покры тия базовых станций традиционных мобильных се тей. TerraNet реализует полностью одноранговую архитектуру сети: все узлы имеют аналогичную функциональность. Появляясь в зоне действия сети TerraNet, мобильное устройство (телефон) автомати чески подключается к сети. Данные (речевой трафик) могут передаваться напрямую от телефона к телефо ну, минуя базовую станцию. Если взаимодействую щие устройства находятся на дистанции, превы шающей радиус действия их приемо-передающих устройств, то передача осуществляется по принципу «возьми и передай дальше» с числом ретрансляций не превышающим семи [ 6 ]. Поскольку все узлы сети TerraNet имеют одинаковую функциональность, дос таточно лишь пары узлов для того, чтобы сеть нача ла функционировать. 71
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz