Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))

или приблизительная, или - чаще всего - заменяется обозначениями исторических периодов по основным событиям или процессам (раскулачивание, эвакуация). Рассказ респондентов зачастую выстраивается не в хронологическом порядке, перескакивает с одного события на другое вследствие индивидуальной логики, отбора и систематизации информации по степени значимости, с точки зрения субъекта повествования [Разумова 2001: 302-319]. Семейный биографический рассказ представляет собой семейные воспоминания. Иногда эти воспоминания письменно фиксируются, например, в виде фактографического повествования. Так, одна из респондентов (А.А., 1958 г.р.) записала автобиографический рассказ своей бабушки и, основываясь на этих записях, привила интерес к семейной истории сыну. Такую спонтанную практику записывания семейной истории можно считать вполне типичной. В данном случае запись сделана для себя и прямых потомков (для внутрисемейного использования), но в дальнейшем сфера распространения этой семейной информации расширилась. Домашние записи были использованы сыном респондента в школьной стенгазете, посвященной репрессированным семьям. Подобные, казалось бы, незначительные факты, свидетельствуют о том, что семейное историческое знание социализируется (в частности, через систему образования), оно становится частью отечественной истории. Семейная память, как известно, передаётся не только вербально, но и через семейные фотографии, реликвии, и т.п. У той же респондентки хранится обширный архив, включающий фотографии, архивные справки и различные документы, и она охотно делится этими сведениями. Отбор документальных и вещественных свидетельств прошлого можно, на наш взгляд, считать шагом к превращению «памяти» в «историю», так как память в таких случаях объективируется. Следует отметить, что у респондентов различная степень знаний о своих корнях и различная степень заинтересованности в этих знаниях. Сохранение и передача знаний об истории семьи зависит как от личной заинтересованности того или иного члена семьи, так и от количества и качества документальных источников. Причины утраты памяти о предках различны. Это утрата семейных архивов и реликвий при разных обстоятельствах, физическая гибель родственников - носителей семейного знания, запреты на сообщение информации, продиктованные страхом из-за характера сведений или нежеланием вспоминать о горьких страницах истории семьи. По словам респондентов, их старшее поколение зачастую сознательно замалчивало какие- либо сведения о семье, стараясь таким образом оградить своих близких от возможных проблем. Иногда причиной незнания о своих корнях (даже таких близких, как бабушка и дедушка) является слишком ранняя смерть родителей и, следовательно, слишком молодой возраст потенциального «реципиента» семейной памяти. Как правило, детьми семейное историческое знание если и воспринимается, то усваивается и запоминается лишь отрывочно, а то и вообще не усваивается из-за отсутствия интереса, неактуальности. Особенно губительна утрата «разговорчивых» родственников, возможных передатчиков семейного знания. Иногда незнание своих корней объясняется неразговорчивостью старших: «А про мамину родню ничего сказать не могу. Когда мы очнулись, мама уже умерла. Мама много не рассказывала» (И.П., 1948 г.р.). 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz