Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))

коллекция, какие-то сувениры и пр.). Чаще всего это вещи, которые связаны с кем-то из близких родственников, но в силу каких-либо причин семья не считает их семейными реликвиями. Отношение к таким вещам не менее трепетное. Это любые любимые вещи членов семьи. Именно они чаще всего через какое-то время становятся семейными реликвиями. Можно сказать, что это вещи, статус которых в семье не закреплен. Они находятся где-то на полпути от «чистой» утилитарности к полюсу высокой семиотичности и представляют большой исследовательский интерес. Если в традиционной крестьянской культуре вещи достаточно хорошо изучены и в своей «предметности», и с точки зрения ритуальных, символических функций, то в отношении урбанистической культуры дело обстоит иначе. С одной стороны, вещи исследовались, в основном, с точки зрения потребительской ценности (прагматики). С другой стороны, внимание уделялось высоко семиотизированным вещам (знакам социального престижа, предметным символам отдельных субкультур, отчасти - семейным реликвиям). Вещами, которые занимают «переходное пространство», исследователи почти не интересовались. Представляется, что обращение к современному семейному предметному миру поможет прояснить механизмы семиотизации и динамические процессы функционирования вещей. В заключение выделим основные смысловые составляющие категории «семейная вещь». Семейные вещи - это вещи, которые 1) существуют в семье и составляют ее материально-предметную среду; 2) определенным образом характеризуют эту среду (например, являются показателем социально­ экономического положения семьи); 3) воссоздают особенности быта семей различных этнических групп; 4) помогают через реконструирование быта семьи воссоздать социальную среду (бытовой стиль эпохи); 5) символизируют и помогают сохранять семейную историю и память конкретных семей; 6) составляют семейную собственность в случае, когда к конкретной вещи причастны все члены семьи (например, мебель, посуда используются всеми членами семьи; если же в семье есть реликвия, которую все они признают таковой - это тоже семейная собственность); 7) принадлежат членам семьи в пределах жилой среды (дома, дачи и т.д.), находятся в личном пользовании отдельных представителей семьи или являются «значимыми» только для одного ее представителя. Литература Акопян К.З. Бытие вещи в культуре.// Вещь в контексте культуры./ Материалы научной конференции. Февраль 1994 г. СПб., 1994. - С.11-13 Байбурин А.К.О жизни вещей в традиционной культуре. // Живая старина, 1996. - № 3. - С. 2 - 3. Байбурин А.К. Семиотические аспекты функционирования вещей.// Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. С.63-88 Белов В.И. Повседневная жизнь русского Севера. - М., 2000. - 391 с. Бодрийар Ж. Система вещей. - М., Прогресс, 2000. - 270 с. Буровик К.А. Родословная вещей. - 2-е изд, перераб. - М., Знание, 1991. - 232 с. 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz