Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))

найти много примеров «одухотворения» вещей - наделения их антропологическими свойствами, в том числе при использовании в ритуале, магическом действии. В контексте «анимистической теории» Дж.Фрэзер уделил достаточно внимания разрешениям и табу, связанным с предметами - магическим правилам, которые определяли бытие и судьбу человека [Фрэзер, 1986]. О “духе” вещи, о том, что вещь сама обладает душой, писал и М.Мосс [Мосс, 1996: 85-111]. В современной культуре такое отношение к определенным категориям вещей существует, скорее, на уровне эмоционального переживания и текста, отнюдь не актуального верования, а также традиционной практики обращения (бережного) с предметами, наделяемыми особой связью с близкими. Другая категория вещей с высоким статусом - «любимые вещи». Их семиотизация мотивируется индивидом, его личным отношением к вещи. В качестве любимых могут выступать самые разнообразные предметы, к которым индивид чувствует особую эмоциональную привязанность. Данную категорию вещей следует разграничить по основаниям семиотизации. Так, многие информанты считают «неприкосновенными» любые подарки, сделанные им матерями, бабушками (чаще всего) или другими родственниками, и здесь мы имеем дело с «семейным» обоснованием статуса вещи. В других случаях «семейной» личная вещь является только по месту нахождения и использования, но не по символической значимости. Любимой она может быть по мотивам эстетическим, удобства, преимуществ использования, по исключительной связи с каким-либо событием, обстоятельством ее обретения и прочим, касающимся индивидуального отношения человек - вещь. «Любимые вещи» обычно не относятся информантами к семейным реликвиям, несмотря на то, что они обладают особой памятью. Существует устойчивое представление, о семейной реликвии как вещи, которая передается из поколения в поколение. Б) Семейные вещи с низким семиотическим статусом В каждой семье есть вещи, которые используются и воспринимаются только в утилитарном назначении. Такие вещи привычно называть «бытовыми». Их предметный состав столь же разнообразен и индивидуален в каждой семье, как и вещей предыдущей категории. Отношение как к собственно утилитарным чаще касается предметов мебели, бытовой техники, утвари. Без них трудно представить семейный быт, но они, на внешний взгляд, не играют никакой роли в семейной истории. Такие вещи актуальны в настоящем, сами по себе они могут символизировать время, его технологии и т.п., но с «внутрисемейной точки зрения», не обладают какими-либо символическими значениями. Утилитарные вещи являются объективным показателем социального, профессионального статуса, экономического положения, увлечений семьи или индивида, санитарно-гигиентических норм и привычек и т.д. Попадая в чью-то квартиру, внешний наблюдатель по обстановке, даже стандартизованной, может судить о характере и образе жизни тех, кто здесь проживает. Само название «бытовые вещи» указывает на их необходимость для удовлетворения бытовых потребностей (использования в быту). Мир бытовых вещей бесконечно многообразен. Как уже упоминалось, вещи условно можно разделить на «производственные» и «потребительские». В семейной жизнедеятельности присутствуют и те, и другие. Понятие "быт», которое широко использовалось и используется в отечественной этнографии, и, как известно, имеет специфическую русскую семантику, нередко выступает 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz