Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))

приобретает все более высокий статус. Такие вещи переходят из поколения в поколение, сопровождаясь рассказами об истории их появления и включаясь в историю семьи. Как правило, в каждой семье есть хранитель памяти, который отвечает за передачу семейного знания и трансляцию семейных традиций. В основном, под его контролем находятся все «знаковые» вещи семьи, которые передаются как по мужской, так и по женской линии, старшему ребенку или тому, кто, по мнению хранителя, может с ответственностью подойти к дальнейшему сохранению и передаче семейных реликвий, дорогих для семьи вещей. Если семья часто переезжала, переживала кризисы, была, например, подвергнута репрессиям, и при этом смогла сохранить значимые для семьи вещи - это становится предметом рассказывания. Об этом говорят, и этим гордятся. Встречаются случаи, когда в семье есть старинные вещи, но в силу каких-либо причин в семье не знают ее историю. Это не мешает вещи иметь высокий статус, поскольку любая старинная вещь вызывает уважение. Следует отметить, что нам не встретилось ни одного случая пренебрежительного отношения к таким вещам и ни одного рассказа о подобном отношении, хотя специального отбора семей по критерию «культурного уровня» не было. Итак, семейные вещи могут иметь постоянно высокий семиотический статус, быть сугубо утилитарными, а также наделяться как утилитарными, так и знаковыми функциями одновременно, но в разном соотношении в зависимости от конкретных обстоятельств. Рассмотрим каждый из этих типов подробнее. А) Семейные вещи с постоянно высоким семиотическим статусом Семейные реликвии, безусловно, относятся к семейным вещам, которые обладают высоким семиотическим статусом. В самом общем представлении и практике семейными реликвиями являются предметы а) длительное время сохраняющиеся в семье; б) передающиеся по наследству; в) имеющие особое символическое значение как воплощение идеи рода [Разумова, 1999: 63]. Любимые вещи индивида или любимые вещи его родственников также выделяются из остальных. Беседы с представителями семей подтвердили, что любимые вещи родственников после их смерти могут приобретать исключительное значение для остальных членов семейно-родственной группы. Встречаются случаи, когда любимые вещи умерших родственников идентифицируют с самим человеком. «У дедушки был любимый диван. (...) То, что дедушка любил его, я, допустим, туда не сажусь. Я просто не сажусь! Для меня это как сесть на дедушку». (Ж, 1985 г.р.) Вещи, фотографии умершего становятся носителями и хранителями памяти о нем, фактически символическими заместителями (двойниками). Символическое «двойничество» человека и вещи характерно для традиционной культуры и проявляется в народной магии [Толстая, 1998]. И. Г. Петров на чувашском материале подтверждает, что, в частности, такое отношение к одежде связано с архетипическими представлениями об одежде как продолжении человека, способном сохранять и передавать информацию о личностных качествах и свойствах владельца [Петров, 2010: 20]. В трудах этнографов-классиков, прежде всего, на материале дистанциированных во времени и пространстве неевропейских культур, можно 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz